В устройстве автомобиля нет второстепенных агрегатов, но тормозная система должна стать приоритетом в обслуживании и ремонте машины. В схеме работы гидравлических тормозов основными являются как главный, так и рабочий тормозной цилиндр. Давайте рассмотрим принцип работы, устройство, диагностику, ремонт и замену этого узла на примере распространенного автомобиля марки ВАЗ.
Принцип работы
Поступающая из главного, под давлением, тормозная жидкость воздействует на оба поршня в рабочем цилиндре, те, в свою очередь, сдавливают или разжимают тормозные колодки, что приводит к торможению. Передний контур тормозов дисковый, задний у многих авто — барабанного типа.
- Передние суппорта.
- Трубопровод, подводящий гидравлическую жидкость к передним колесам.
- Задний трубопровод.
- Вальцы задних колес.
- Бачок.
- Главный вальц.
- Один из поршней.
- Шток.
- Педаль.
Устройство
Устройством передний суппорт и задний тормозной цилиндр автомобиля ВАЗ разнятся во внешнем виде корпуса и основных частей.
Устройство дискового тормоза состоит из таких основных деталей:
1 — Поршень.
2 — Пыльник.
3 — Уплотнительная манжета.
4 — Корпус суппорта.
6 — Воздушный штуцер.
7 — Пружины, прижимающие колодки.
12 — Колодки.
В устройстве тормоза барабанного типа применяются такие детали:
2 — Штуцер прокачки.
3, 11 — Пыльник.
4, 10 — Поршень.
6, 9 — Уплотнительная манжета поршня.
7 — Корпус.
Диагностика
О том, что приближается ремонт рабочего тормозного цилиндра, автомобилисту расскажут такие признаки:
- Неравномерное срабатывание колес при торможении, следствием чего может стать занос авто. Это признак заедания поршня, который может вызвать применение некачественной жидкости или попадание в систему воздуха.
- Срабатывание индикаторной лампочки при критическом понижении жидкости в бачке, или обнаружение этого при визуальном осмотре, что говорит о возможной утечке гидравлической жидкости из износившихся манжет или прохудившихся патрубков.
- Нажатие педали дается с большим усилием, это может происходить по всем вышеописанным причинам.
Заедающий поршень и тугая педаль еще не показатель для ремонта и замены рабочих цилиндров. Следует обратить внимание на толщину колодок, если их износ достиг максимума, это может спровоцировать заклинивание поршней, так как они практически не работают.
Изначально также может помочь исправить эти проблемы полная замена гидравлической жидкости или прокачка системы тормозов.
Если эти действия не привели к положительному результату, требуется отремонтировать рабочий тормозной цилиндр, благо в продаже есть ремкоплект рабочего тормозного цилиндра, в набор которого, в зависимости от марки авто, входят: манжеты, поршень, пыльник и прочие составляющие.
Ремонтные работы
Разборка, ремонт и замена тормозного цилиндра автомобиля ВАЗ не представляет особой сложности. Приобретя необходимый ремкомплект рабочего тормозного цилиндра, откручиваем колесо и, отсоединив патрубки, снимаем неисправный цилиндр (более подробно схема демонтажа будет описана ниже).
Для удобства, зажав корпус в тисках и сняв пыльник, получаем доступ к стопорному кольцу, фиксирующему поршень, после снятия которого, вынимаем все рабочие детали.
Произведя разборку корпуса нужно промыть всё тормозной жидкостью и осмотреть зеркало корпуса на предмет механических повреждений.
Если повреждений не выявлено, то, вскрыв ремкомплект рабочего тормозного цилиндра, произвести замену неисправных деталей.
Обязательным условием, в независимости от их состояния, является замена всех резиновых деталей входящих в ремкомплект рабочего тормозного цилиндра. В этот список входят: пыльник, манжета и прочее.
Замена неисправного цилиндра тормозов
- Схема замены в семействе ВАЗ практически одинакова для цилиндров обоих контуров с мелкими различиями.
Изначально нужно приготовить необходимые ключи и подходящие по размеру патрубков заглушки. Сняв колесо и открутив патрубки, для предотвращения утечки жидкости надеваем на них заглушки. Открутив соответствующие гайки, демонтируем старый цилиндр и на его место ставим новый, производя сборку в обратном порядке. Если после замены, сборке колеса мешают слишком разведенные колодки, можно подпилить концовки колодок, только не переусердствуйте, это может сказаться на работе ручного тормоза.
После любых манипуляций с системой тормозов требуется ее прокачка согласно схеме.
Прокачка системы тормозов
Для прокачки подготовьте: жидкость, ключ подходящего диаметра к воздушному штуцеру, шланг, плотно одевающийся на штуцер и любую емкость. Схема прокачки зависит от того, как расположены контуры в конкретной модели ВАЗ. Устройство тормозов некоторых подразумевает прокачку от «длинного трубопровода», имеется в виду от самого дальнего колеса относительно главного цилиндра.
Если конкретнее это выглядит так: в машине главный цилиндр размещен глядя на задний бампер, значит первым прокачивается задний правый цилиндр, затем задний левый. Следующим идет передний левый, и оканчивается процедура прокачкой того колеса, которое находиться с правой стороны от главного цилиндра. В более поздних моделях схема подразумевает прокачку крест-накрест глядя на машину сзади:
- правое заднее колесо;
- левое переднее колесо;
- левое заднее колесо;
- правое переднее колесо.
- В любом случае заканчивать прокачку следует передним правым колесом.
- В процессе этого действия не забывайте следить за уровнем гидравлической жидкости в бачке, чтобы воздух опять не попал в систему.
- Также рекомендуем к просмотру видео по теме:
Источник: http://AutoRemont2.ru/tormoznaya-sistema/rabochij-tormoznoj-cilindr.html
Замена переднего тормозного цилиндра Лада Калина своими руками
Покажем как своими руками заменить передний тормозной цилиндр суппорта в автомобиле Лада Калина. Причина по которой происходит замена, заключается в заклинивании цилиндра, в результате тяжело вращается тормозной диск.
Поддомкрачиваем машину, снимаем переднее колесо. Вставляем крепкую плоскую отвёртку между суппортом и колодками, отжимаем цилиндр.
Ключом на 15 отпускаем тормозной шланг:
Звёздочкой Torx E14 откручиваем крепления цилиндра:
Если в этом месте болты будут прокручиваться, то придерживаем их ключом на 17, сами болты выкручиваем головкой на 13:
Одной рукой зажимаем тормозной шланг, другой откручиваем сам цилиндр против часовой стрелки:
Желательно при каждом таком ремонте, менять медные уплотнительные шайбы на шланге (М10х16х1.5). Новый передний тормозной цилиндр у нас от компании «Базальт» МБ08-3501045 (OEM 2108-3501045). Собираем его в обратной последовательности.
После, нам необходимо прокачать тормоза. При необходимости доливаем в бачок тормозной жидкости, снимаем заглушку с клапана. Далее вам понадобится помощник, который будет жать на педаль тормоза. Помощник жмёт несколько раз до упора на тормоз, останавливается, вы после этого открываете клапан (ключом для прокачки тормозов), через который будет выходить лишняя тормозная жидкость с воздухом:
Затем закрываем его. Повторяем так несколько раз.
Видео замена переднего тормозного цилиндра Лада Калина
Резервное видео как заменить передний тормозной цилиндр в Ладе Калине:
Прочитано раз: 226; За сегодня: 1
Источник: http://remontautohelp.ru/zamena-perednego-tormoznogo-cilindra-lada-kalina-svoimi-rukami/
Как поменять передний тормозной цилиндр
Судя по запросам пользователей, поломок, связанных с рабочим цилиндром переднего тормозного механизма, у владельцев Калины практически не возникает. Можно с уверенностью сказать, что узел, который установлен на заводе, достаточно надежный и подлежит замене в исключительных случаях. Именно для таких случаев я решил написать данную статью.
Сначала, как обычно, приведу ниже перечень необходимых инструментов:
- Домкрат
- Ключ балонный
- Головка на 13, TORX E14 с воротком
- Рожковый ключ на 15 и 17
- Отвертка с плоским лезвием
Порядок выполнения работы по снятию и установке переднего тормозного цилиндра Лады Калины
- Первым делом поднимаем переднюю часть автомобиля с той стороны, где будем проводить ремонт, предварительно немного ослабив болты колеса.
- Откручиваем до конца все болты колеса и снимаем его.
- Теперь можно открутить тормозной шланг, и подвесить его вверх концом, чтобы жидкость не так сильно вытекала:
- После чего можно приступать к откручиванию болтов крепления самого цилиндра, где нам и понадобится головка TORX E14 с воротком. Придется приложить довольно большое усилие, чтобы сорвать эти болты, так как момент затяжки немалый. Хотя во всех инструкциях по ремонту Калины написано, что сначала нужно сниматься цилиндр в сборе с суппортом, а уж потом зажав его в тиски, откручивать болты. Но судя из моей практики, этого можно и не делать при наличии необходимого инструмента.
- Затем предварительно отогнув квадратные фиксирующие шайбы, откручиваем ключом на 13 болты крепления цилиндра сверху и снизу, придерживая рожковым на 17 внутренние гайки от проворачивания. Подробнее показано на фото ниже:
Теперь можно вынимать его и в случае необходимости производить замену на новый. Установка проводится в порядке, обратном снятию.
Если поменять тормозной цилиндр Калины этим способом не удалось и болты с профилем TORX так и не поддались, то можно все сделать как написано во многих руководствах. Снять вместе с суппортом и зажать в тиски, естественно — так больше шансов открутить.
Источник: http://ladakalinablog.ru/kak-pomenyat-perednij-tormoznoj-cilindr/
Замена заднего тормозного цилиндра
Если у вас в машине на приборной панели стал загораться красный восклицательный знак, и уровень тормозной жидкости ниже минимальной отметки, это свидетельствует о том, что тормозная система может быть негерметична. Неисправность обязательно нужно найти и устранить.
Причиной может быть течь тормозной жидкости из тормозного цилиндра. Кроме того, тормозной цилиндр может заклинить, тогда, при проверке усилия тормозной системы на стенде, колесо не будет тормозить, либо будет тормозить слабо – отставать по тормозному усилию от второго колеса одной оси.
Замена заднего тормозного цилиндра на ВАЗ решит эту проблему. Но как заменить задний тормозной цилиндр?
Для того чтобы замена заднего тормозного цилиндра на калине прошла успешно, необходимо поддомкратить ту сторону авто, с которой собираетесь работать (работать будет удобнее, если загнать автомобиль на яму).
Удобнее же всего, конечно, воспользоваться подъемником. Снимаем колесо. Затем – тормозной барабан.
Снятие и замена тормозного барабана подробно описано в статье «Замена задних тормозных колодок и тормозного барабана».
Зажимаем резиновую трубку подачи тормозной жидкости, чтобы ее меньше вытекло и ключом №8 откручиваем штуцер прокачки на тормозном цилиндре. Резким движением срываем гайку. Есть специальный ключ для автомобилей ВАЗ, которым легко можно открутить эти крепления. Если у вас такого ключа нету – воспользуйтесь обычным.
Специальным ключом для откручивания тормозных трубок №10, откручиваем от тормозного цилиндра крепление тормозной трубки. Если такого ключа под рукой нет – воспользуйтесь обычным. Но делайте это осторожно, чтобы не повредить гайку. Когда трубку открутили, из нее будет капать тормозная жидкость, поэтому следует подставить баночку либо подложить ветошь.
Внимание! Следите за тем, чтобы гайка на тормозной трубке прокручивалась. Предварительно ее можно обработать WD 40, иначе, если тормозная трубка сломается, ее тоже придется поменять.
Маленьким ключом №10 откручиваем 2 болта крепления тормозного цилиндра. Вынимаем его, освободив из зацепления тормозных колодок и вставляем новый тормозной цилиндр.
Готово. Собираем конструкцию в обратной последовательности:
- закручиваем два болта крепления тормозного цилиндра;
- вкручиваем тормозную трубку;
- ставим на место тормозной барабан и устанавливаем колесо.
Внимание! После замены тормозного цилиндра обязательно нужно удалить воздух из тормозной системы.
Пока тормозная жидкость подтекала, и вы ездили, воздух мог попасть из заднего контура тормозной системы в передний или противоположный диагональный. Поэтому необходимо удалить воздух из всех четырех тормозных цилиндров. Подробно об этой операции рассказано в статье «Прокачка тормозной системы».
После прокачки тормозов рекомендуется съездить на тормозной стенд для проверки показания тормозного усилия.
Узнать о том, как продлить жизнь тормозных цилиндров вы можете в статье «Профилактика задних тормозных цилиндров».
Загрузка…
Источник: https://olade.ru/repair/zamena-zadnego-tormoznogo-cilindra.html
Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Тормозная система автомобиля Лада Калина, Гранта
Рис.33. Рабочая тормозная система Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 1 — тормозной механизм переднего левого колеса; 2, 6, 12, 17 — тормозные шланги; 3, 7, 11, 18 — тормозные трубки; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — тормозной механизм переднего правого колеса; 8 — бачок главного тормозного цилиндра; 9 — вакуумный усилитель; 10 — педаль тормоза; 13 — тормозной механизм заднего правого колеса; 14 — регулятор давления жидкости в тормозных механизмах задних колес; 15 — рычаг регулятора давления жидкости в тормозных механизмах задних колес; 16 — тормозной механизм заднего левого колеса Примечание. Часть автомобилей оборудована тормозной системой с АБС (антиблокировочная система). Автомобиль Лада Гранта/Калина оборудован двумя тормозными системами — рабочей и стояночной. Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля, вплоть до его полной остановки и кратковременного удержания автомобиля в неподвижном состоянии.
- Рабочая тормозная система Лада Гранта/Калина двухконтурная, диагональная, с гидравлическим приводом, состоит из главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех колесных тормозных механизмов и регулятора давления жидкости в задних тормозных механизмах.
- Тормозные механизмы передних колес дисковые, невентилируемые, задних — барабанные.
- Каждый из контуров автомобиля включает в себя тормозные механизмы двух колес: одного переднего и одного заднего, расположенные на автомобиле по диагонали.
В один контур входят тормозные механизмы переднего правого и заднего левого колес, а во второй — тормозные механизмы переднего левого и заднего правого колес. При выходе из строя одного из контуров второй контур, хоть и с меньшей эффективностью, обеспечит остановку автомобиля.
Регулятор давления жидкости ограничивает поступление жидкости в задние тормозные механизмы при недостаточной нагрузке на заднюю ось, тем самым предотвращая блокировку задних колес и занос задней оси автомобиля Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 при резком торможении.
В корпусе регулятора имеется контрольное отверстие, закрытое пластмассовой заглушкой. Подтекание жидкости из этого отверстия свидетельствует о негерметичности колеи регулятора.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза, в приводе тормозной системы установлен вакуумный усилитель, работающий за счет разрежения, образующегося во впускном трубопроводе работающего двигателя. Не выключайте двигатель до полной остановки автомобиля.
На корпусе главного тормозного цилиндра установлен бачок с тормозной жидкостью, в крышку бачка встроен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости. При опасном падении уровня жидкости в бачке датчик включает контрольную лампу на щитке приборов. Часть автомобилей оборудована тормозной системой с АБС (антиблокировочная система).
- Замена передних тормозных колодок Лада Гранта/Калина
- Замена переднего рабочего тормозного цилиндра Лада Гранта/Калина
- Замена заднего тормозного барабана Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
- Замена задних тормозных колодок Лада Гранта/Калина
- Замена заднего рабочего тормозного цилиндра Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
- Стояночная тормозная система Лада Гранта/Калина
Передний тормозной механизм дисковый, невентилируемый, с плавающей скобой и одним рабочим цилиндром. Тормозной диск чугунный, его минимально допустимая толщина при износе составляет 17,8 мм. Зазор между тормозными колодками и диском поддерживается за счет упругости резинового уплотнительного кольца, установленного в проточке стенки рабочего цилиндра. В зависимости от комплектации, возможна установка внутренней тормозной колодки с датчиком износа. Для замены передних тормозных колодок Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 с датчиками износа отсоединяем наконечник провода датчика от колодки жгута проводов. — Снимаем передние колеса. — Очищаем от грязи бачок главного тормозного цилиндра. Снимаем крышку бачка. — Очищаем тормозной механизм от грязи. — Через смотровое отверстие в плавающей скобе суппорта немного раздвигаем тормозные колодки так, чтобы они отошли от тормозного диска на максимально возможное расстояние. — Шлицевой отверткой отгибаем угол стопорной пластины болта нижнего направляющего пальца. — Вынимаем тормозной шланг из кронштейна стойки. — Удерживая от вращения направляющий палец рожковым ключом на 17 мм, ключом на 13 мм выворачиваем его болт. — Поднимаем подвижную скобу вверх, поворачивая ее на верхнем направляющем пальце. — Снимаем передние тормозные колодки Лада Гранта/Калина. — Небольшой металлической щеткой очищаем от грязи и ржавчины посадочные места колодок. — Убеждаемся в отсутствии подтекания тормозной жидкости из-под манжеты тормозного цилиндра. — Устанавливаем на место новые тормозные колодки. — Опускаем подвижную скобу вниз до совмещения отверстия в корпусе с отверстием в направляющем пальце (опуская скобу, следите за тем, чтобы пружинные усики колодок не встали враспор и не погнулись). — Заворачиваем и затягиваем болт направляющего пальца. — Фиксируем болт от отворачивания углом стопорной пластины. — Устанавливаем тормозной шланг в кронштейн стойки подвески. — Аналогичным образом меняем передние тормозные колодки Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 другого колеса. — Несколько раз нажимаем педаль тормоза для самоустановки зазоров между колодками и тормозными дисками. — Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доводим его до нормы. — Если уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра находится выше отметки МАХ, резиновой грушей отбираем часть жидкости из бачка. После замены передних тормозных колодок в первые 100-200 км пробега эффективность торможения будет снижена. — Снимаем суппорт. — Закрепляем суппорт в тисках и отворачиваем болты направляющих пальцев. — Выворачиваем два болта крепления корпуса цилиндра к подвижной скобе. — Снимаем рабочий тормозной цилиндр. — Устанавливаем новый цилиндр в обратной последовательности. — После установки суппорта в сборе на автомобиль и подсоединения к нему шланга, удаляем воздух из гидропривода тормозной системы. — Убеждаемся в отсутствии утечек жидкости из нового тормозного цилиндра, штуцера прокачки и соединения цилиндра с тормозным шлангом. Задний тормозной механизм барабанного типа. При нажатии педали тормоза жидкость из главного тормозного цилиндра поступает в рабочие тормозные цилиндры. Под действием давления тормозной жидкости, поршни рабочих тормозных цилиндров выходят из них и прижимают тормозные колодки к рабочей поверхности тормозного барабана. После отпускания педали тормоза под воздействием стяжных пружин тормозные колодки утапливают поршни в цилиндр и отходят от тормозного барабана. В задних рабочих тормозных цилиндрах Лада Гранта/Калина установлено устройство автоматической регулировки зазора между тормозными колодками и барабаном, ограничивающее утапливание поршней в цилиндр. Благодаря этому поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном. Задние тормозные механизмы (за исключением рабочего цилиндра) являются также частью стояночной тормозной системы. — Полностью опускаем рычаг стояночного тормоза. — Ослабляем натяжение тросов стояночного тормоза Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190. — Отворачиваем два направляющих штифта. — Тщательно очищаем от грязи и коррозии цилиндрическую посадочную поверхность тормозного барабана на ступице. — Обрабатываем посадочное место барабана на ступице проникающей смазкой. — Для облегчения снятия барабана обстукиваем его молотком с резиновым бойком по боковой поверхности — Съемником или, ввернув в два резьбовых отверстия барабана болты М8 (длина резьбовой части 60-70 мм) и равномерно заворачивая их, спрессовываем барабан со ступицы. — Во избежание выпадения поршней из рабочего тормозного цилиндра, не нажимайте педаль тормоза при снятом тормозном барабане. — Проверяем тормозной барабан Лада Гранта/Калина на отсутствие трещин, сильного износа или наличия глубоких рисок на рабочей поверхности барабана. При необходимости заменяем тормозной барабан. — Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана 201,5 мм. — Двумя монтажными лопатками, упираясь концами лопаток в буртик опорного щита тормозного механизма, сдвигаем колодки во встречном направлении. — Устанавливаем барабан в обратной последовательности. — Для самоустановки зазора между тормозными колодками и тормозным барабаном несколько раз нажимаем педаль тормоза. — Регулируем стояночный тормоз. Задние тормозные колодки подлежат замене, если толщина накладки какой-либо из колодок менее 1,5 мм, а также при отслоении накладки от основания колодки. Задние тормозные колодки Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 меняются только комплектом, то есть обязательно на обоих колесах. — Двумя монтажными лопатками максимально сводим колодки — Шлицевой отверткой выводим конец верхней стяжной пружины из отверстия тормозной колодки, установленной спереди. — Отсоединяем прижимную пружину от колодки. — Опускаем колодку и снимаем вместе с нижней стяжной пружиной. — Снимаем верхнюю стяжную пружину. — Снимаем распорную планку. — Отсоединяем от другой задней тормозной колодки Лада Гранта/Калина прижимную пружину. — Снимаем колодку, выводя крюк распорного рычага из зацепления с наконечником троса стояночного тормоза. — Плоскогубцами расшплинтовываем осевой палец рычага. Снимаем с колодки шайбу, распорный рычаг и осевой палец.- — Очищаем от грязи и коррозии детали тормозного механизма. — Убеждаемся в отсутствии утечек тормозной жидкости из рабочего цилиндра (негерметичный цилиндр заменяем). — Устанавливаем снятые при разборке детали в обратной последовательности. Верхнюю стяжную пружину натягиваем плоскогубцами или шлицевой отверткой. — Аналогичным образом заменяем колодки заднего правого тормозного механизма. — Для самоустановки зазора между тормозными колодками и барабанами после полной сборки тормозного механизма несколько раз нажимаем педаль тормоза. Заменяем цилиндр при подтекании тормозной жидкости и при «закисании» поршня (поршней) в цилиндре, в результате чего один или оба поршня перестают перемещаться в цилиндре. — Снимаем тормозной барабан. — Поднимаем рычаг стояночного тормоза до упора. — Снимаем со штуцера прокачки рабочего тормозного цилиндра защитный резиновый колпачок и специальным или накидным ключом на 8 мм выворачиваем штуцер — Обрабатываем штуцер тормозной трубки проникающей смазкой. — Ослабляем затяжку штуцера тормозной трубки. — Окончательно выворачиваем штуцер рожковым ключом на 10 мм. — Выворачиваем два болта крепления рабочего тормозного цилиндра Лада Гранта/Калина. — Чтобы из трубки не вытекала тормозная жидкость, надеваем на нее резиновый колпачок штуцера прокачки. — Снимаем цилиндр со щита. — Очищаем детали тормозного механизма от грязи и ржавчины, обезжириваем рабочую поверхность барабана, незначительное замасливание накладок тормозных колодок устраняем при помощи наждачной бумаги. — Устанавливаем новый цилиндр в обратной последовательности. — Устанавливаем тормозной барабан. — Прокачиваем тормозную систему и убеждаемся в герметичности соединения тормозной трубки с рабочим цилиндром. Стояночная тормозная система Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 предназначена для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля во время стоянки. Рычаг привода ручного тормоза двумя тросами связан с тормозными механизмами задних колес. При поднятии рычага в верхнее положение рычаги, установленные на задних колодках, поворачиваются и начинают давить на распорные планки. При этом колодки задних тормозных механизмов раздвигаются и фиксируют барабан от проворачивания.
Рис.35. Стояночная тормозная система Лада Гранта/Калина
1 — рычаг стояночного тормоза; 2 — тяга рычага; 3 — трос привода тормозного механизма правого заднего колеса; 4 — шайба; 5 — регулировочная гайка; 6 — контргайка; 7 — трос привода тормозного механизма левого заднего колеса; 8 — распорная планка; 9 — рычаг; 10 — уравнитель тросов; 11 — резиновый чехол; 12 — ось тяги
- Регулировка ручного тормоза Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________________
Ход рычага стояночного тормоза должен составлять 2—4 щелчка. В процессе эксплуатации автомобиля допускается увеличение хода рычага до восьми щелчков. — Если ход рычага составляет шесть и более щелчков, отрегулируйте привод стояночного тормоза. — Поднимаем рычаг стояночного тормоза до упора вверх, определяя величину его хода. Если он составляет менее 2 щелчков, необходимо удлинить привод, а если более 6 — укоротить. — Полностью опускаем рычаг ручного тормоза Лада Гранта/Калина. — Снимаем подушки с кронштейнов дополнительного глушителя. Торцовым ключом отворачиваем четыре гайки крепления защитного экрана. — Оттянув дополнительный глушитель от днища автомобиля, подкладываем под трубу глушителя деревянный брусок. Извлекаем защитный экран. — Удерживая рожковым ключом на 13 мм регулировочную гайку от проворачивания, накидным ключом на 13 мм ослабляем затяжку контргайки. — При отворачивании регулировочной гайки привод удлиняется, при заворачивании укорачивается. — Периодически в процессе регулировки проверяем ход рычага. — Если длины резьбовой части тяги не хватает для регулировки хода рычага, необходимо заменить тросы привода, а при сильном износе накладок и тормозные колодки. — Отрегулировав ход рычага ручного тормоза Лада Гранта/Калина, вывешиваем заднюю часть автомобиля. Проверяем легкость вращения задних колес и надежность их фиксации стояночным тормозом. — Если тормозные колодки не мешают вращению колес, фиксируем регулировочную гайку контргайкой. Устанавливаем защитный экран на место. — Проверяем работоспособность стояночной тормозной системы: на подъеме с уклоном в 23 % она должна надежно удерживать автомобиль в неподвижном состоянии. — При необходимости проверяем состояние деталей привода стояночного тормоза, состояние задних тормозных колодок и тормозных барабанов. Неисправные и изношенные детали заменяем. После чего повторяем регулировку.
Источник: http://autozapchastiremont.ru/lada_granta_kalina_tormoznaya_sistema.html
Ремонт тормозной системы различных моделей ВАЗ
Тормозная система различных моделей ВАЗ одна из систем, которая не претерпевала долгое время кардинальных изменений.
Так, даже у современных моделей Волжского автозавода сохранена принципиальная схема, когда передние тормозные механизмы – дисковые, а задние тормоза – барабанные.
С одной стороны это упрощает обслуживание тормозной системы, а с другой, по эффективности замедления автомобиля, модели ВАЗ все ещё проигрывают более современным автомобилям.
Принципиальная схема тормозной системы
Если рассматривать классические модели ВАЗ, то принципиальная схема тормозной системы выглядит так.
Тормозная система основана на работе двухконтурного гидравлического привода, где первый контур отвечает за работу передних тормозных механизмов, а второй – за задние тормоза.
При отказе одного из контуров, второй, для доставки авто к месту ремонта, может использоваться как резервная тормозная система.
Помимо рабочей и запасной тормозной системы, в автомобилях ВАЗ можно выделить стояночную и аварийную тормозную систему, роль которой выполняет механический ручник.
В конструктивную схему тормозной системы входят следующие узлы и детали:
Рабочая тормозная система:
- Основной тормозной цилиндр.
- Рабочие тормозные механизмы (с цилиндрами) каждого из колес.
- Пневмовакуумный усилитель тормозов.
- Соединительные трубопроводы высокого давления.
- Расширительный бачок (ёмкость) для тормозной жидкости.
- Тормозные диски колес передней оси.
- Тормозные барабаны колес задней оси.
Особенностями устройства тормозных систем различных моделей, которые позднее стали применяться на более современных моделях автомобилей Лада, являются:
Для модели Lada Granta:
- Разделение контуров автомобиля по принципу – передний правый плюс задний левый, напротив – передний правый плюс задний правый.
- Установка регулятора давления жидкости.
- Использование системы АБС.
Для Лада Калина:
- Установлен датчик недостатка тормозной жидкости в расширительном бочке.
- Передние дисковые тормоза – вентилируемые.
- Используется регулятор давления тормозной жидкости.
- Работу контуров тормозной системы каждой модели следует учитывать при прокачке тормозной системы на авто.
- Основные неисправности и обслуживание тормозной системы
- Неисправности тормозной системы во многом являются типичными, и больших отличий при диагностике и выполнении ремонта отметить нельзя.
Обслуживание
Важной операцией обслуживания является регулярная замена тормозных колодок на вашем автомобиле. Операции по ремонту и замене производятся на ровной площадке, предварительно зафиксировав автомобиль при помощи башмаков. Также можно использовать ручной тормоз при обслуживании передних колес, или включенную передачу на переднеприводном автомобиле, при обслуживании задних колес.
Замена передних колодок (на примере Lada Granta):
- Для высвобождения колодок, необходимо освободить стопорную шайбу.
- Далее выкручивают болт скобы.
- Корпус скобы поворачивают на оси верхнего болта.
- Отведя поршни механизма, извлекают колодки.
Отличием классических моделей ВАЗ является использование в переднем дисковом механизме крепежных пальцев, которые шплинтуются. При замене тормозных колодок, если установлены провода сигнализаторов износа колодок, их нужно отсоединить, но перед этим отключить электропитание авто.
Перед установкой следует провести диагностику поверхности поршней, пыльников, болтов или шпилек, и при необходимости удалить ржавчину, и обработать тормозной жидкостью. Обратите внимание на наличие течей тормозной жидкости. Обязательным является и контроль состояния поверхности тормозного диска на предмет образования бороздок, неравномерности его износа. При необходимости – диск шлифуют.
Сборку производят в обратной последовательности. При этом поршни тормозного цилиндра утапливают внутрь. Для этого потребуется слегка надавить на него, но при этом тормозная жидкость не должна вытечь из горловины расширительного бочка.
Замена колодок задних механизмов:
Работа проводится после того, как был снят тормозной барабан. Для этого снимают две шпильки тормозного барабана, и далее выполняют такие операции:
- Снимают верхнюю пружину и нижнюю стяжку.
- Демонтируют разжимную планку.
- Освобождают заднюю колодку от лапки крепления троса ручника.
- Вынимают шплинт крепления рычага передней колодки, и освобождают его.
- Утапливают поршни тормозного цилиндра (может потребоваться выкручивание штуцера прокачки, для чего потребуется помощник).
Перед обратной сборкой обязательно проводят очистку барабана, корпуса тормозного цилиндра, неподвижный щиток тормозного механизма.
Контролируют герметичность патрубков системы и отсутствие подтеков тормозной жидкости.
Сборку механизма проводят в обратной последовательности, при этом тормозные колодки должны попасть в прорези поршеньков. Для установки стяжных пружин может потребоваться помощь напарника.
Среди операций обслуживания необходимо назвать замену тормозной жидкости. Делать это стоит каждый 60 тысяч пробега.
Это связано со свойством впитывания тормозной жидкостью влаги из окружающей среды, и потерей основного её свойства – кипение при высокой температуре.
Выполнить работу по замене тормозной жидкости удобнее, используя специальную установку, которая выкачает жидкость под действием вакуума. Такая замена будет более скорой и менее трудоёмкой.
Ремонт
Одной из основных неисправностей тормозной системы является неравномерность срабатывания левого и правого колеса на одной оси.
Причиной такого поведения автомобиля является выход из строя или нарушения работы одного из тормозных цилиндров. В целях безопасности нет смысла производить их ремонт, а лучше поменять сразу.
Эта операция выглядит по-разному для тормозного механизма спереди и сзади.
Замена тормозного цилиндра спереди:
Демонтаж тормозного цилиндра спереди несколько отличается для разных моделей ВАЗ. Для современных авто эту работу проводят в такой последовательности:
- Отворачивают два болта поворотного кулака.
- Снимают весь суппорт с цилиндром в сборе.
- Дальнейшую разборку проводят в тисках, не повреждая поверхности деталей.
- После снятия блока цилиндра, отсоединяют шланг подвода тормозной жидкости, и извлекают цилиндр.
- При обратной установке, прокладку шланга необходимо установить новую.
Установка датчика АБС не усложняют работу по замене тормозного цилиндра.
При необходимости снятия суппорта тормозного механизма спереди более ранних моделей ВАЗ, он демонтируется после выкручивания двух крепежных болтов (в вертикальной плоскости) и отсоединения шланга подвода тормозной жидкости.
Замена тормозного цилиндра сзади:
- Откручивают гайку тормозной трубки. Потребуется тщательно очистить место крепления, и применить рожковый ключ с возможностью обхвата всех граней гайки.
- Здесь же расположены два болта (могут отличаться на старых и новых моделях) крепления цилиндра, которые также потребуется демонтировать.
- Новый цилиндр в сборе устанавливают в обратной последовательности.
Замена основного (главного) тормозного цилиндра:
Необходимость такой замены возникает значительно реже. В основном, причиной такого вмешательства становится появление течей тормозной жидкости, или пропуск жидкости между разными полостями через уплотнительные манжеты.
Для снятия бочка потребуется отсоединить аккумулятор и электрический разъем крышки бачка. После чего снимают крышку, и откачивают тормозную жидкость полностью. Бачок крепится на пластиковых фиксаторах и легко может быть заменён.
Проведение работ для этого тормозного цилиндра (или установка после ремонта), проводится после отсоединения трубок высокого давления. Основной тормозной цилиндр крепится к кузову двумя болтами. После обратной установки цилиндра, тормозную систему обязательно следует прокачать.
Замена приводного троса стояночного тормоза:
В большинстве случаев натяжение троса ручного тормоза регулируется натяжением его в месте крепления к уравнителю. Однако если регулировка не может быть произведена, потребуется произвести замену:
- Снимают тормозной барабан.
- Снимают глушитель с подвесных фиксаторов, и опускают его на землю.
- Демонтируют устройство уравнивания.
- Извлекают наконечник троса из уравнителя.
- Высвобождают крепление троса к элементам кузова.
- Извлекают обратный конец троса из тормозного механизма, отсоединив его от приводного рычага. Вытягивают трос из неподвижного щитка.
- Проводят обратную прокладку, фиксацию и натяжение троса.
Вместо заключения
Несмотря на простое конструктивное исполнение тормозной системы автомобилей ВАЗ, в целом её можно назвать эффективной и надежной. Но это не означает, что здесь не могут наступить отказы. Любая неисправность рабочей тормозной системы не позволит водителю продолжить дальнейшую поездку.
Особенностью тормозной системы является частое выявление незначительных отклонений в её работе при прохождении техосмотра. В тоже время, самостоятельно водитель может почувствовать только полный отказ одного из цилиндров.
Неисправности тормозной системы, особенно без использования различных электронных помощников, возможно выполнить самостоятельно. Достаточно воспользоваться руководством по ремонту, и, при необходимости, помощью одного из коллег.
Источник: http://vsepoedem.com/story/remont-tormoznoy-sistemy-razlichnyh-modeley-vaz