Всем большой привет. Сегодня будет достаточно много букв потому, что запись больше носит рассказ, о выборе датчика включения вентилятора. Обо всем по порядку. Еще летом, когда снял радиатор охлаждения, задумался о новом датчике включения вентилятора. Стандартный датчик ТМ-108-10 (индекс 10 означает применение для ваз 2108) срабатывает в заданном интервале температур 99º-94ºС.
Списком аналогичных датчиков подходящих по резьбе и подключению поделился finn2108. В список обширный, производителей много интервал температур включения различный в смысле можно подобрать как в большую стороны так и в меньшую для срабатывания вентилятора (писать не буду обращайтесь в личку).
В наших магазинах очень распостраннены две фирмы это Luzar 99º-94ºС и Vernet B6996 97º-92ºС, есть и другие, Цитрон, Kraft, Fenox, Bautler, Pekar и последним обычный Калужский ТМ108-10. Опыт использования отечественных машин показал, что доверять любому из этих датчиков не стоит.
Особенно выделю Vernet B6996 97º-92ºС в 2009г этот датчик отказался работать новым купленный за пол часа до ремонта. Многие поступают просто дополнительно выводят кнопку для включения электровентилятора, но это заставляет постоянно контролировать температуру включения, в какой то момент можно и пропустить.
Из выше представленного списка выделил две штуки это оригинальный Калужский ТМ108-10 с довольно приличной ценой и по дешевле Pekar новая типа разработка. Остальные не рассматривал вообще тем более всем разрекламированный и давольно полюбившийся Luzar – не нравится мне фирма, сразу скажу любые изделия не будут стоят на данном авто.
Разбирая два радиатора с вентиляторами с донора и свой снятый с Разведчицы 086, скрутил датчики включения вентиляторов и сложил в коробку. Какой снят с какого радиатора даже не запоминал. Но задавшийся целью приобрести новый датчик достал их и увидел разницу. Давайте рассмотрим их по ближе. 1. Оказался Калужский ТМ108-10 99º-94ºС.
Датчик ТМ108
99-94ºС
2. Тоже Калужский но с другим обозначением 66 3710 и такой же температурой 99º-94ºС.
Датчик 66 3710
99º-94ºС
Датчики имеют клеймо КЗА (Калужский) но немного различаются в корпусе. Тот, что 66 3710 имеет внутри перегородку между клеммами и с наружи выступ, прилив.
Оба датчика
3. Не работающий новый датчик Vernet B6996 97º-92ºС
Vernet B6996
97º-92ºС
Не сколько дней не мог решить какой же все таки купить датчик ТМ108-10 или Pekar. Читая разнообразные статьи увидел интересную из журнала За рулем за 2000год 8 месяц. В которой рассказали о двух типов датчиков Калуга ТМ108-10 и 66 3710. Оказывается когда на «Самаре» в новом блоке предохранителей исчезло реле включения вентилятора, ток на контакты увеличился, соответственно и датчик изменился. Если на контактах обычного ТМ108-10 ток 1А, то на 66 3710 сделали 16А.
Журнал За рулем
8/2000г
До меня владелец Разведчицы 086 поставил новый блок предохранителей 2114-3722010-18 переходная модель от карбюратора к инжектору, в котором уже отсутствовало реле включения вентилятора. Не знаю с чем это связано в продаже имеются как старые блоки с пальчиковыми предохранителями так и с ножевыми как раз для наших авто, а тот, что поставлен был редкий на прилавках. Поэтому реле было вынесено и установлено рядом с вентилятором. Об подключении поговорим в отдельной статьи, так как еще предстоит разобраться, а правильно ли подключено было. Естественно начал искать в продаже именно 66 3710. Все продавцы как один предлагали Luzar, нашел оригинальный Калужский в Планета Авто, но по обозначение на нем было ТМ108, начал уже думать, что прошло более 15 лет и возможно производитель просто перестал выпускать именно 66 3710, а стал использовать первые корпуса и обозначение ТМ108. Тем более на стикере Планета Авто в скобках обозначения значился (3710). В итоге был приобретен – Датчик включение вентилятора ТМ108-10 КЗА в блистере – 175р.
Датчиик
Вентилятора
Охлаждения
ТМ108-10
Вроде и все, можно ставить. Но однажды зайдя в один приличный магазин, увидел на стеллаже именно Калужский датчик включения вентилятора 66 3710. Продавцом был сам хозяин магазина, который давно занимается продажей запасных частей. Он можно сказать дословно подтвердил все мои материалы по датчику. Что выпускается 2 вида ТМ108 и 66 3710. У него в продаже всегда есть и то и другой. Приходят они так же в блистере но как сказал, много места занимают в лоточке, поэтому вытаскивают из него. Датчик имеет внутри перегородку между клеммами и с наружи выступ, прилив и еще одна из клемм красноватая. Цена честно большая порядка – 210р. Не раздумывая взял этот датчик.
Датчик охлаждения 66 3710
99º-94ºС
Два новых датчика Калуга.
66 3710 и ТМ108
66 3710 и ТМ108
В наличии у меня оказалось теперь аж 5 датчиков, давайте на них посмотрим.
5 датчиков
Для установки датчика потребуется кольцо медное, оно продается отдельно поэтому покупаем новое – 14р.
Кольцо
В итоге в нашу новую собранную систему поставлен купленный Калужский датчик вентилятора охлаждения 66 3710, но так же будет установлено реле включения, об этом позже.
Установка датчика в радиатор охлаждения
P.S. После покупке данного датчика 66 3710, в прайсе Планеты авто он был найден записан как 2110 (3710).
Источник: https://www.drive2.ru/l/8171493/
Замена вентилятора lada 2109 (ваз 2109)
Печка в салоне автомобиля ВАЗ-2109 необходима в зимний период. Поэтому, если по каким-то причинам перестает работать ее вентилятор, автовладелец начинает серьезно беспокоиться и предпринимает все действия, чтобы решить возникшую проблему. В этой статье пойдет речь о причинах выхода из строя вентилятора печки ВАЗ-2109 и методах их выявления.
Функции вентилятора печки ВАЗ-2109
Автомобильная печка ВАЗ-2109 предназначена для обогрева пространства салона транспортного средства. Также она помогает избавиться от запотевания стекол изнутри салона машины. Ее обогревательная мощность рассчитана на то, что в 25 градусов мороза внутри автомобиля будет поддерживаться оптимальный тепловой режим — от 16 градусов тепла.
Одним из основных элементов автомобильной печки является вентилятор. Он нужен для того, чтобы прогонять воздух из внешней среды, который попадает в обогревательный прибор через радиатор. Холодный воздух проходит процедуру прогрева и попадает в автомобильный салон уже в теплом виде.
- Замена сайлентблоком задней балки ВАЗ-2109
- Печка в автомобиле может перестать выполнять свои прямые функции, если вентилятор, входящий в ее конструкцию прекращает свою работу.
- Поэтому специалисты рекомендуют владельцу транспортного средства разобраться с причинами его поломки.
Причины, почему не работает вентилятор печки ВАЗ-2109
Опытные специалисты, занимающиеся ремонтом ВАЗ-2109, выделяют несколько наиболее распространенных причин, по которым вентилятор автомобильного обогревателя-печки перестает работать.
Первая причина заключается в сгоревшем предохранительном элементе. Ее называют самой проблематичной, так как определить, что из строя вышла именно эта деталь, бывает сложно.
Чтобы это сделать, необходимо пересмотреть всю токопроводящую цепь отопительной системы транспортного средства.
Если проблема кроется именно в испорченном предохранителе, то следует знать его маркировку — «F7» (она соответствует заданной силе тока предохранителя в 30 А).
Вторая причина — плохой контакт в монтажном блоке. Данный контакт попросту может окислиться. Для проверки подобного предположения можно просто пошевелить колодку с закрепленными на ней жгутиками.
В случае если печной вентилятор после этих манипуляций внезапно снова заработал, значит, причина именно в данном контакте.
Решение проблемы очевидное — следует произвести зачистку окисленного контакта в монтажном блоке.
Третья причина — в системе зажигания произошло заливание реле. Выяснить эту причину легко. Для этого нужно обратить внимание, в какой момент начинает работать обогревательный прибор ВАЗ-2109.
Если он включается уже после того, как этап прогревания транспортного средства уже завершился, то реле зажигания залило маслом.
Специалисты в этом случае советуют заменить вышедшее из строя реле, которое размещается на ВАЗ-2109 под приборной панелью.
Четвертая причина того, что вентилятор начинает свое функционирование не сразу (как и сама автомобильная печка), а на третьей скорости. Оказывается, описанная причина имеет прямую связь с добавочным резистором.
Так, на первых двух скоростях вентилятор подпитывается электрическим током с помощью этого добавочного резистора. При переходе на режим третьей скорости электроток начинает подаваться сразу на вентилятор без каких-либо добавочных приспособлений.
Если заменить испорченный добавочный резистор, то вентилятор автомобильного обогревателя начнет функционировать уже на первом скоростном режиме.
Вес двигателя ВАЗ-2109
Также к причинам, по которым может не работать вентилятор, входящий в конструкцию отопительной системы транспортного средства, специалисты относят неисправное состояние переключателя данной системы. Описываемый переключатель находится под центральной консолью. Для его диагностики необходимо произвести ряд несложных операций:
- демонтируем центральную консоль;
- заводим автомобиль;
- берем двенадцативольтную лампочку (например, габаритную), которая будет служить своеобразным тестером, если к ней припаять провода — «минус» и «плюс»;
- провод «минус» — замыкаем на кузов;
- провод «плюс» — прикасаемся к 1-му, 2-му и 3-му контактам добавочного резистора.
Диагностируем реакцию тестера-лампочки:
- тестер горит — переключатель находится в рабочем состоянии;
- тестер не горит — переключатель не работает.
Во втором случае провод тестера-лампочки присоединяем к «плюсу» переключателя и снова диагностируем его реакцию:
- тестер горит — обрыва в токопроводящей цепи нет, предохранитель не поврежден;
- тестер не горит — в токопроводящей цепи есть где-то обрывы, а предохранитель находится в рабочем состоянии.
Проанализировав проблемную ситуацию и причины, что привели к ее возникновению, следует их решить путем замены детали, вышедшей из строя.
Также неисправность может быть скрыта в неработающих деталях самого вентилятора. Чаще всего выходит из строя его электрический двигатель — сердце данного прибора. Такая причина диагностируется в случае, когда все предыдущие оказались неподходящими. Если рассматривать более подробно виды неисправностей электродвигателя вентилятора, то можно среди них выделить:
- Данная деталь сгорела.
- Электродвигатель плохо контактирует с массой транспортного средства.
- В щетках электродвигателя вентилятора автомобильной печки наблюдается залипание.
Критической причиной выхода из строя вентилятора отопительной системы ВАЗ-2109 является подтвержденный факт того, что сгорел его электродвигатель. В этом случае предстоит замена сразу всего прибора, а не конкретной его детали.
Как произвести замену неисправного вентилятора печки ВАЗ-2109
Замена нерабочего вентилятора отопительной системы предполагает несколько этапов:
- демонтаж накладки печки, которая расположена под капотом;
- вскрытие защитного кожуха двигателя автомобильного обогревательного прибора;
- выкручивание крепежных болтов, что служат фиксаторами вентилятора;
- извлечение неисправной детали и замена ее исправной;
- сборка в обратном порядке.
Почему медленно работают дворники на ВАЗ-2109
Как видим, описываемую замену выполнить достаточно просто в гаражных условиях самостоятельно, но при возникновении трудностей всегда можно обратиться в автосервис за помощью.
С наступлением тепла актуальной проблемой для владельцев Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 становится перегрев двигателя. Все прекрасно знают к чему приводит игнорирование стрелки температуры двигателя в красной зоне: 1) Прогорание прокладки головки блока цилиндров; 2) Повышенный износ деталей двигателя; 3) Заклинивание и стук двигателя.
Если Вы недолго проехали на перегретом двигателе Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, то последствия будут не очень тяжелые: какие-то поршни могли немного оплавится, кольца поцарапать стенки цилиндра. На глаз без разборки двигателя это не видно, поэтому владельцы не подозревают, насколько страшен для двигателя перегрев.
Однако если двигатель долгое время работал перегретым, то тут все печально. Рано или поздно он стукнет или заклинит.
Рабочая температура двигателя — 90 градусов, именно при этой температуре масло имеет необходимую вязкость, поршни и кольца не расширяются до пределов, когда начинают клинить внутри цилиндра.
Поэтому стрелка указателя температуры на панели приборов Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 выведена туда не просто так. Значение температуры двигателя необходимо знать и в случае перегрева до 100 и больше останавливать машину, глушить двигатель и давать ему остыть.
Иначе можно запросто попасть на капитальный ремонт двигателя.
Перегрев двигателя Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 возможен по следующим причинам: 1) Неисправен термостат; 2) Забит радиатор системы охлаждения; 3) Неисправен вентилятор охлаждения радиатора; 4) Неисправен датчик включения вентилятора; 5) Неисправность проводки в цепи включения вентилятора охлаждения; 6) Низкий уровень тосола в системе охлаждения двигателя; 7) Неисправна помпа. Все перечисленные выше причины можно легко проверить собственными руками без какого-либо специального инструмента и специфических знаний автомобиля. Давайте пройдем по порядку по все пунктам: 1) Подробная проверка термостата на работоспособность уже была описана в статье: «Проверка термостата Ваз 2109». Там подробно указано,что делать, и для этого совершенно не нужно снимать термостат и нести его домой для купания в кипятке. 2) Проверить забит радиатор или нет можно слив тосол и сняв его с автомобиля. Снимаем радиатор, подносим к одному из отверстий шланг с водой и подаем ее внутрь. Если вода хорошим напором будет вытекать из второго отверстия, значит радиатор не забит. Таким же способом его можно частично промыть подавая напор воды поочередно в отверстия радиатора. 3) Чтобы проверить исправность самого вентилятора системы охлаждения нам понадобятся один провод, длиной около метра. Проверка заключается в следующем: при подаче напряжения на вентилятор Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 напрямую с аккумулятора он должен вращаться. Очень хорошо,если Ваш провод имеет на двух концах крокодилы. Масса уже подключена на самом вентиляторе, затем осторожно стараясь не закоротить между собой провода подаем +12 Вольт на второй контакт вентилятора. Крутится — значит исправен, не крутится — надо искать новый. 4) Проверка датчика включения вентилятора очень проста: при включенном зажигании его контакты замыкаются отверткой. Замкнули — вентилятор крутится, разомкнули остановился. Только обязательно должно быть включено зажигание автомобиля, иначе замыкание датчика отверткой не будет коммутировать реле включения вентилятора Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099. Тут есть небольшой нюанс: датчики включения вентилятора разных производителей и разных марок автомобилей имеют немного разную температуру отработки. У одних датчик замыкает контакты уже при 87 градусах Цельсия, у других при температуре более 90 градусов. 5) Это единственный пункт, для проверки которого необходимо понимать в проводке. Проверка заключается в прозвонке электрической цепи включения вентилятора представленной на рисунке ниже.
Из рисунка понятно как работает схема: при включенном зажигании +12 Вольт через предохранители подводится к реле включения вентилятора. Как только датчик включения вентилятора замкнет минус реле на массу,то отработают исполнительные контакты самого реле и включат двигатель вентилятора.
Как только температура опустится ниже температуры отработки датчика либо выключится зажигание реле К9 разомкнет свои контакты и вентилятор выключится. 6) Из- за низкого уровня тосол в двигателе Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 возможен перегрев.
Проверяется просто: смотрите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке системы охлаждения. 7) При неработающей помпе не будет циркуляции тосола в системе охлаждения двигателя. Проверяется передавливанием рукой шлангов от двигателя к радиатору Ваз 2109 и от радиатора к термостату.
При передавливании и отпускании должна чувствоваться циркуляция жидкости, выраженная в напоре патрубков. Также в конце статьи следует упомянуть, что у многих автомобилей Ваз, особенно моделей классики владельцы включают вентилятор охлаждения кнопкой.
То есть люди либо не хотят разбираться почему он не включается автоматически, либо не хотят покупать или реле или датчик, а может просто не хотят возиться с ремонтом а просто включают когда надо вентилятор Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 кнопкой.
Удобней всего данную кнопку расположить в салоне, но многие делают ее и под капотом. Схема тут простая, кнопка с фиксацией либо переключатель просто подают напряжение +12 на вентилятор охлаждения, масса уже подключена на самом вентиляторе.
На Главную.
При выходе из строя мотора вентилятора, который установлен непосредственно рядом с радиатором охлаждения, при достижении температуры двигателя более 100 градусов, он само собой не сработает и мотор будет перегреваться, что чревато его заклиниваем. Если во время не заметить ползущую вверх стрелку указателя температуры, то можно попасть на довольно дорогой ремонт ДВС.
Если после проверки прямого подключения вентилятора оказалось, что он не работает, необходимо его заменить на новый. Для этого ремонта ВАЗ 2109-2108 нам понадобится следующий инструмент:
- головка на 10 торцевая
- головка глубокая на 8
- удлинитель
- трещоточная рукоятка
Первым делом необходимо открыть капот и отсоединить клемму «минус» от аккумулятора. Затем отключаем штекер питания от мотора вентиялтора, что наглядно продемонстрировано на фото ниже:
Теперь можно приступать к откручиванию гаек крепления корпуса. Всего их 4 штуки и находятся они по углам всего корпуса вентилятора. Для наглядности покажу процедуру откручивания верхнего левого крепления, остальные гайки найти не сложно:
После того, как все 4 гайки откручены, необходимо дополнительно отвернуть еще две гайки, для чего понадобится глубокая головка на 8. Находятся они в самом верху и едва заметны, но если их не трогать, то снять корпус не получится, так как выступ на нем не дает этого сделать — он зажат пластиной:
Далее необходимо немного сдвинуть корпус с мотором вниз, чтобы выступ вышел из зацепления и аккуратно, чтобы не повредить радиатор, вынимаем конструкцию наверх, отводя при этом патрубки и провода в сторону, если они будут мешаться:
При необходимости меняем все это дело, покупая новый мотор. Вся конструкция в сборе выйдет по цене примерно 1000 рублей, так что выгоднее конечно купить отдельно один мотор, если найдете. Установку производим в обратной последовательности и также все делаем предельно аккуратно, чтобы не повредить радиатор.
Источник: http://avtozam.ru/vaz/zamena-ventilyatora-lada-2109-vaz-2109.html
Индикация температуры двигателя: на заметку владельцам «Девяток»
Каждый двигатель автомобиля оборудуется устройством измерения температуры силового агрегата. Этот компонент позволяет водителю вовремя выявить перегрев и устранить эту проблему. Что представляет собой датчик включения вентилятора на автомобиле ВАЗ 2109 с двигателем карбюратор, каково его устройство и как его заменить, — читайте далее.
Место расположения датчика ОЖ в ВАЗ 2109
Для начала желательно знать, где находится датчик температуры двигателя. На моделях 2108, 21099 и ВАЗ 2109 датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается между ГБЦ и термостатом, в выпускной патрубок.
Устройство и принцип действия
Сам регулятор температуры двигателя представляет собой устройство термистора-резистора, характеризующееся отрицательным коэффициентом температуры. Сам параметр сопротивления может быть замерен только при снижении либо увеличении температурного режима.
Когда силовой агрегат нагревается в результате работы, показатель сопротивления снижается, если мотор остывает, этот параметр увеличивается.
Например, при рабочей температуре мотора на ВАЗ 2109 сопротивление равно 180 Омам, а если на улице будет мороз в 40 градусов, то сопротивление будет равно 100700 Омам.
На одной стороне ДТОЖ ВАЗ 2109 инжектор расположены два контакта, а на другой — чувствительный компонент, который находится непосредственно в потоке расходного материала.
Что касается принципа действия, то когда водитель включает зажигание, блок управления передает напряжение на регулятор посредством резистора.
Поскольку сам ДТОЖ является термистором, подаваемое с блока управления напряжение изменяется сразу с учетом температуры расходного материала.
При снижении параметра блок анализирует температуру и в соответствии с этими данными определяет необходимый объем бензина для впрыска. В ходе прогревания силового агрегата объем бензина, который передается на цилиндры, будет снижаться.
Два датчика температуры антифриза для ВАЗ
Кроме пуска по показаниям регулятора ЭБУ осуществляет корректировку работы силового агрегата на холостых оборотах. В итоге он самостоятельно принимает решение по обогащению горючей смеси при высоких и средних нагрузках на ДВС. Этот показатель может быть изменен в зависимости от угла опережения зажигания.
На карбюраторной машине датчиков температуры два. Один включает вентилятор, другой — отвечает за индикацию температуры на приборной панели.
Возможные неисправности
Есть несколько причин, по которым регулятор на ВАЗ 21099 отказывается работать.
Итак, почему ДТОЖ не работает:
- Внутри конструкции устройства расположен электрический контакт. Со временем этот контакт может попросту оборваться либо на нем могут образоваться трещины. В том случае, если внутри конструкции произойдет обрыв, это может стать причиной полного выхода из строя. То есть ДТОЖ просто сгорит. Если же на контакте имеются трещины, ДТОЖ, в принципе, может работать, однако в результате отсутствия нормального контакта регулятор будет передавать некорректные данные о антифризе.
- Плохая изоляция устройства. В том случае, если изоляция будет нарушенной, в работе девайса могут происходить замыкания. Соответственно, в конечном итоге эти замыкания могут привести к тому, что ДТОЖ, опять же, сгорит и его придется менять.
- Рядом с регулятором произошел обрыв проводов. В результате обрыва регулятор не сможет активировать вентилятор, предназначенный для охлаждения силового агрегата. Соответственно, это приведет к тому, что двигатель перегреется и может даже закипеть (автор видео — Техник-механик).
Как же автовладельцу понять, что ДТОЖ вышел из строя и его пора заменить?
Для этого достаточно знать об основных признаках неполадок, о которых мы расскажем ниже:
- Вентилятор, предназначенный для охлаждения двигателя, может включаться произвольно в любое время. В частности, водителя должно насторожить, что вентилятор включается тогда, когда мотор полностью не прогрет. Помните о том, что вентилятор всегда должен функционировать при перегретом ДВС.
- У водителя возникают сложности в запуске прогретого ДВС. Охладительная система должна автоматически производить регулировку температуры, но в результате того, что устройство является неисправным, она не может получить правильный сигнал.
- Если внимательно проследить за работой авто, то можно заметить, что увеличился расход бензина. Увеличение расхода обусловлено тем, что при машина попросту перегружается, когда ездит на горячем ДВС.
- Если устройство полностью вышло из строя, на приборной панели датчик будет демонстрировать неверный сигнал о температуре. Чтобы прогреть мотор, достаточно десяти минут езды. Если по истечению 10 минут температура не поднялась до оптимальной или при запуске ДВС на приборной панели показан его перегрев, это говорит о неисправности.
Проверка и замена ДТОЖ
Есть несколько вариантов диагностики устройства — первый:
- Минусовой щуп от вольтметра нужно подключить к мотору и включить зажигание.
- С помощью тестера необходимо определить, какой параметр напряжения образовывается при движении.
- Если ДТОЖ работает, то напряжение должно быть не менее 12 вольт при полном зарядке аккумулятора. Если полученные показатели ниже, необходимо осуществить замену или ремонт девайса.
Таблица соответствия температуры и сопротивления
Второй способ диагностики:
- Вам потребуется настроить мультиметр в режим вольтметра — замер осуществляется в диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Также подготовьте термометр, который сможет измерить температуру больше ста градусов. Регулятор следует демонтировать и опустить в емкость с антифризом.
- Вам необходимо подогреть охлаждающую жидкость. В результате увеличения температурных показателей нужно следить за показаниями, которые выдает термометр.
- С помощью мультиметра следует произвести замер показателей сопротивления ДТОЖ при разных температурных режимах. Полученные параметры следует сопоставить с теми, которые указаны в таблице выше.
Как произвести замену своими силами:
1. Отключите провода, которые подключены к ДТОЖ. 2. Выкрутите регулятор гаечным ключом. 3. Демонтируйте устройство и замените на новое.
- В первую очередь, из радиатора необходимо слить весь хладагент. Затем отключите минусовую клемму от АКБ, просто открутите гайку гаечный ключом и отсоедините ее.
- Далее, нужно отключить колодку с проводами, которая подключается к ДТОЖ.
- С помощью гаечного ключа следует полностью открутить устройство. Далее, регулятор демонтируется из посадочного места, как сказано выше, это выпускной шланг ГБЦ. На самом устройстве есть резиновый уплотнитель, при демонтаже ДТОЖ его нельзя потерять, особенно, если новый датчик у вас без уплотнителя.
- Затем произведите установку нового регулятора на посадочное место, в выпускной шланг. Используя гаечный ключ, закрутите регулятор до самого конца. После монтажа и закручивания к ДТОЖ следует подсоединить отключенный ранее жгут проводов. Завершающим этапом этого процесса будет залив антифриза обратно в радиатор и установка отключенной минусовой клеммы аккумулятора на место.
Загрузка …
Видео «Наглядная инструкция по замене устройства»
О том, как своими силами произвести замену датчика в домашних условиях, вы сможете узнать из видео ниже (автор видео — Мысли и советы от Мустафы Муртазаева).
Была ли эта статья полезна?Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Источник: https://avtozam.com/vaz/2109/datchik-vklyucheniya-ventilyatora/
Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор и 21099 — температуры охлаждающей жидкости
Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оборудуются множеством датчиков и регуляторов, призванных обеспечить правильную работу силового агрегата в целом. Одним из таких устройств является датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор, а также ДТОЖ контроллер температуры антифриза. Подробнее об устройствах узнайте из этой статьи.
Описание ДТОЖ и ДВВ
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости и включения вентилятора в 2109 с двигателем инжектор или карбюратор, что делать, если устройство не работает? Для начала разберем основные вопросы касательно предназначения, устройства и принципа действия.
Предназначение и функции
Основное назначение ДВВ заключается в активации и деактивации вентилирующего устройства на радиаторе двигателя с целью охлаждения силового агрегата. Устройство включает и отключает вентилятор в учетом температуры жидкости в охладительной системе. На инжекторных машинах это ДТОЖ, включение и выключение вентилятора контролирует мозг по показаниям этого датчика.
Что касается контроллера ТОЖ в ВАЗ 21093, то этот девайс предназначается для выведения показаний о температуре антифриза на приборной панели автомобиля в салоне. С его помощью водитель может узнать о возможном перегреве силового агрегата.
Место расположения
Что касается расположения, то в моделях 2108, 2109 и 21099 ДТОЖ располагается между головкой блока цилиндров мотора и термостатом, в частности, на впускном шланге. ДВВ устанавливается в резьбовое отверстие расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Если смотреть по ходу движения авто, то емкость с хладагентом устанавливается справа.
Принцип работы
Для начала рассмотрим принцип действия контроллера температуры антифриза. Этот девайс являет собой термистор-резистор, работающий с отрицательным коэффициентом. Величина сопротивления в данном случае может быть измерена в результате снижения или роста температурного диапазона.
Когда происходит нагрев двигателя автомобиля, сопротивление на устройстве уменьшается, а когда силовой агрегат остывает, то эта величина увеличивается.
К примеру, когда двигатель полностью прогрет, значение сопротивления на девайсе составляет 180 Ом, а при низких отрицательных температурах (-40 градусов) этот показатель увеличится до 100700 Ом.
Когда водитель активирует зажигание, повернув ключ в замке, управляющий модуль (ЭБУ) начинает подавать напряжение на контроллер с помощью резистора.
Сам ДТОЖ, как сказано выше, это термистор, соответственно, поступающее напряжение поменяется в соответствии с температурой жидкости.
Когда данная величина снижается, управляющий модуль анализирует это, в соответствии с чем определяется нужный объем топлива для впрыска в цилиндры. При прогреве автомобильного мотора объем топлива, использующегося для впрыска, будет падать.
Что касается ДВВ, то он устанавливается в разрыв отрицательного кабеля, который подключен к реле активации вентилирующего устройства в блоке предохранителей.
Когда температурное значение увеличивается до 99 градусов, на контактах контроллера происходит замыкание благодаря биметаллической пластине.
В итоге ток через девайс поступает на реле, расположенное в блоке, откуда он подается на электрический двигатель устройства на вентиляторе, в конечном итоге происходит активация последнего (автор видео канал AndRamons).
В «Девятках», выпущенных после 1998 года и оборудованных предохранительными блоками от ВАЗ 2114, реле на данном участке цепи отсутствует.
Поэтому сам регулятор также монтируется в разрыв минусового кабеля, но только того, который подключается напрямую к вентилятору. Замыкание в этом случае происходит при аналогичной температуре.
Если же антифриз охлаждается, то пластина размыкает контакты, в результате чего электрический двигатель отключается.
Способы проверки ДТОЖ
Как проверить указатель ТОЖ своими силами? Для этого можно воспользоваться одним из нескольких способов, диагностика выполняется с помощью мультиметра.
Первый способ:
- Сначала отрицательный щуп тестера следует подсоединить к головке блока цилиндров, после чего активировать зажигание, провернув ключ в замке.
- Затем, используя мультметр, нужно точно определить, какое появляется напряжение на выходе.
- В том случае, если контроллер рабочий, то величина этого параметра должны составить не ниже 12 вольт, разумеется, если аккумуляторная батарея заряжена полностью. Если диагностика показала, что полученные значения оказались более низкими, то нужно заняться ремонтом или поменять регулятора (автор видео о диагностике канал Техник-механик).
Еще один вариант проверки:
- Для его реализации вам надо будет настроить тестер в режим работы вольтметра. Процедура измерения должна производиться в рабочем диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Кроме того, для диагностики вам потребуется термометр, при этом важно, чтобы он мог определить значение температуры более 100 градусов. Сам контроллер извлекается из посадочного места и опускается в резервуар с хладагентом, который вы будете подогревать. Этот момент нужно учитывать при выборе емкости для охлаждающей жидкости.
- Теперь вам надо будет прогреть хладагент в системе. Когда значение температурного режима будет расти, вам надо внимательно мониторить значения, которые выдает тестер и термометр, помещенный в емкость.
- Используя тестер, вам надо будет проверить уровень сопротивления жидкости при разных температурах. Полученные в итоге диагностики показания нужно сравнить с нормированными, которые указаны в таблице.
Фотогалерея «Самостоятельная диагностика»
Возможные неисправности и способы их устранения
По каким причинам устройство может перестать функционировать:
- Внутреннее повреждение контакта, который находится внутри девайса. На практике в результате длительной эксплуатации данный контакт может оборваться, также интенсивное использование ДТОЖ может привести к появлению трещин на нем. Если причина кроется в обрыве, то это чревато полной поломкой контроллера датчик попросту сгорит. Если же проблема заключается в трещинах, то устройство может работать, но некорректно. Из-за отсутствия контакта контроллер будет передавать неверную информацию о жидкости, то есть на панели приборов будут выведены некорректные значения.
- Еще одна причина повреждение изоляции девайса. Если изоляция устройства нарушена, то контроллер может работать с замыканиями. Замыкания в его работе могут стать причиной полного выхода из строя девайса.
- Произошел обрыв в электроцепи рядом с контроллером. Из-за повреждения проводки устройство не сможет передавать данные об антифризе на приборную панель. Соответственно, в случае перегрева мотора водитель даже может не узнать об этом.
По каким симптомам можно определить неработоспособность этого девайса:
- Мотор автомобиля стал с трудом заводиться на горячую. То есть сутра завести его можно, а вот когда агрегат прогреется, появляются неполадки.
- Повышенный расход горючего. Определить такой признак можно только тогда, когда вы будете внимательно следить за работой автомобиля. Увеличенный расход горючего обусловлен перегрузом силового агрегата, когда тот прогрет.
- Если же ДТОЖ сломался и больше не функционирует, то на контрольном щитке будут выводиться неверные данные о температуре мотора. Для полного прогрева ДВС обычно требуется не более 10 минут. Если через 10 минут после запуска вы заметили, что стрелка на указателе на приборке не пошла вверх, то скорей всего, ДТОЖ надо менять (видео снял Яковлев Дмитрий).
Инструкция по замене датчика ТОЖ своими руками
Замена ДТОЖ выполняется следующим образом:
- Сначала необходимо отключить зажигание и открыть капот своего авто.
- Далее, под сливное отверстие радиаторного устройства двигателя надо подставить емкость, в нее будет собираться вся охлаждающая жидкость. Откройте пробку и слейте антифриз, после чего найдите ДТОЖ, отключите от него разъем.
- Используя гаечный ключ, вам надо будет произвести демонтаж контроллера. Устройство извлекается из места установки. При снятии вы можете увидеть прорезиненный уплотнитель, когда будете снимать регулятор, не потеряйте его. Если вы заметили, что резинка сильно износилась, то ее нужно будет заменить.
- После этого вам надо будет установить новый контроллер в место монтажа. С помощью ключа закрутите девайс до упора, а затем подключите разъем с проводом, который вы отключали при демонтаже. Теперь вам остается только залить рабочую жидкость в радиаторное устройство и включить зажигание, запустить мотор и проверить работоспособность устройства.
Видео «Как правильно поменять датчик активации вентилятора»
Как в гаражных условиях произвести замену ДВВ на автомобиле ВАЗ 21099, и каких ошибок при этом нельзя допустить узнайте из ролика, опубликованного каналом Мысли и советы от Мустафы Муртазаева.
Загрузка…
Источник: https://dorpex.ru/avtomobilnaya-elektronika/vspomogatelnyie-ustroystva/izuchaem-ustroystvo-i-uchimsya-menyat-datchik-vklyucheniya-ventilyatora-vaz-2109-i-21099-s-dvigatelem-inzhektor-i-karbyurator
Датчик включения вентилятора ваз 2109
От корректной работы охлаждающего вентилятора в немалой степени зависит состояние двигателя и его способность поддерживать в допустимых пределах все важнейшие параметры. Особенно это актуально в жаркое время года и тем более тогда, когда на перегруженных улицах постоянные резкие изменения режимов делают работу двигателя особенно нагруженной, а длительная остановка для вынужденного охлаждения и устранения проблемы нежелательна или, вообще, невозможна. Многолетнее статистическое отслеживание эксплуатации автомобилей ваз 2109 показывает, что львиная доля отказов связанных с охлаждением, припадает на датчик включения вентилятора, который за все прошедшие годы так и не стал надежнее. Дело доходит до того, что даже при замене отказавшего датчика, приходиться искать, по-настоящему, исправное изделие среди нескольких совершенно новых датчиков. Впрочем, объяснение подобному положению кроется, возможно, в большом количестве некачественных подделок на современном рынке запасных частей.
Исходя из сказанного, становятся понятно, что минимальными сведениями о том, как устроен датчик включения вентилятора, где он находиться, как его проверить и как его, в конце концов, поменять должен обладать любой владелец ваз 2109.
Сам по себе датчик включения вентилятора имеет достаточно простую конструкцию.
В основе его работы лежит способность измерительного элемента, в виде биметаллической пластины, деформироваться под воздействием высокой температуры и замыкать, при этом, соответствующие контакты (по сути, такой же принцип используется в работе любого современного утюга).
Для различных модификаций двигателя датчик настроен на различную температуру, причем современные модели имеют два варианта срабатывания – для двух различных скоростей вентилятора. Такие измерители имеют несколько более высокую точность, и отличить их можно по наличию дополнительной пары контактов.
В случае возникновение подозрений на ненормальную работу вентилятора (он не включается при заведомо высокой температуре охлаждающей жидкости или, наоборот, включается сразу после запуска холодного двигателя) долго искать, где находится датчик включения вентилятора, не приходится – достаточно добраться до нижней части радиатора и тот элемент, от которого отходит два провода и есть искомый датчик. Конечно же, можно сразу выполнить его замену и в большинстве случаев проблема будет решена, однако торопиться все же не следует и для надежности результата рекомендуется выполнить несколько несложных проверок, позволяющих более точно определить истинную причину отказа системы охлаждения:
- В случае если вентилятор не включается согласно штатной схемы работы рекомендуется попробовать перемкнуть между собой провода, идущие к датчику — если вентилятор включился и датчик при этом горячий, то причина проблемы заключается именно в нем. Если же в момент проверки радиатор был горячий, а корпус датчика теплый, то дополнительно следует проверить состояние термостата и уровень охлаждающей жидкости;
- При замыкании проводов датчика вентилятор не включается, и отсутствуют звук сработавшего реле — в данном случае следует проверить состояние предохранителя № 4 и исправность реле;
- При замыкании проводов вентилятор не запускается, однако реле срабатывает нормально – необходимо проверить предохранитель №8;
- Если вентилятор без особых причин запускается на холодном двигателе и не выключается длительное время, то в этом случае следует попробовать отсоединить от датчика один из проводов – если вентилятор остановился, то причина кроется, опять-таки, в датчике (залипание его контактов). Если же подобное действие результата не дало и вентилятор продолжает работать, то, скорее всего, залипли контакты управляющего реле.
Замена датчика включения вентилятора ваз 2109 выполняется очень просто и из инструмента для этого понадобиться только ключ на «30». Выполняется подобная технологическая операция в следующей последовательности:
- Отключается зажигание;
- Из бачка сливается охлаждающая жидкость;
- От клеммной колодки датчика отсоединяются провода;
- С помощью гаечного ключа, не прикладывая особых усилий, датчик выворачивается из посадочного гнезда.
Установка датчика производится в обратной последовательности.
Если новый датчик находиться под рукой, то на холодном двигателе можно попытаться заменить изделия не сливая предварительно охлаждающую жидкость. При быстром выполнении замены — потери жидкости будут минимальными.
Похожие материалы
Источник: http://www.elektrik-avto.ru/publ/datchiki/datchik_vkljuchenija_ventiljatora_vaz_2109/19-1-0-642
Как Проверить Датчик Включения Вентилятора Ваз 2109
Важные датчики в ВАЗ 2109 (карбюратор)
Осуществляя поиск проблем, ремонте не обслуживании, некие запамятывают про ряд принципиальных датчиков, которые инсталлируются на автомобиль. Тем 2-ух либо более, их неисправности естественно приводить к серьёзным поломкам ВАЗ 2109 карб.
Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 (карбюратор)
Датчик температуры 2109 (карбюратор). это очень принципиальный элемент радиаторов автомобиля. Поэтому, следует следить за его работоспособностью.
На 2108, 2109 не 21099 стоят схожие датчики термометра тосола.
Устройство этого устройства очень обычное. Как проверить реле бензонасоса ВАЗ 2110 В нём есть интегрированный терморезистор, который реагирует на конфигурации температуры не изменяет сопротивление, исходя из характеристик.
Ниже мы приводим таблицу, которую употребляют для проверки характеристик датчика (ДТОЖ).
Датчик холостого хода ВАЗ 2109 (карбюратор)
Его неисправности естественно приводить для того, что ВАЗ 2109 (карбюратор) глохнет на холостых оборотах. Рулевой механизм ВАЗ 2107; ВАЗ-2109. Как проверить датчик, включения вентилятора. Датчик холостого хода не электрический клапан карбюратора ВАЗ 2109. это одно не тоже, вот фото в доказательство:
Как понятно очень противная ситуация. Такое время от времени происходит далековато от городка, либо прямо на перекрёстке, в свое время остановки на светофоре. А может быть вызвано как перегревом, либо переохлаждением, так не засорением.
Датчик Холла ВАЗ 2109 (карбюратор)
Проверка датчика включения вентилятора системы охлаждения
Как отыскать подходящий ролик. про это тут Поддержите проект! КАРТА .
Замена датчика вентилятора ВАЗ. ?Замена радиатора печки Ваз 2104, как снять печку, описание замены крана отопителя, вентилятора с моторчиком. Как можно проверить датчик включения вентилятора на работоспособность своими силами? Сделай Сам!
Показан метод подмены датчика вентилятора не сливая тосола. Разъясняется способ проверки датчика вентилятор.
Его неисправность может вызвать проблемы в карбюраторе. И весьма сложно определить, что виной всему эта крохотная деталька. Как заменить пороги ВАЗ 2109 Разве что, методом исключения. Иногда предлагают проверить его работу при помощи специального прибора.
Простой способ проверки работоспособности датчика Холла ВАЗ 2109 (карбюратор)
Берётся пробник с лампочкой. припадает на датчик включения как его проверить и как вентилятора ваз 2109. Его плюс и минус (это крайние контакты) на штекере подсоединяют к трамблеру. Между центральным проводом и массой должен образоваться зазор.
После этого нужно замкнуть «минус» и центр. клемму. Датчики включения вентилятора Ваз и их проверка. На проводе, или свече появится искра. Как проверить бензонасос на ваз 2109 инжектор Если она появилась – датчик Холла нужно менять.
Если нет, проверяем дальше.
Впрочем, случается и так, что датчик работает, но неправильно. Тут можно выяснить, только заменив.
Если вы не знаете, где находится датчик Холла на ВАЗ 2109 (карбюратор), фото далее вам поможет.
«Датчик Холла» под номером 8 на этом фото
На датчик Холла ВАЗ 2109 (карбюратор) цена обычно невысока. около 120 рублей.
На этом фото изображена пластина прерывателя ВАЗ 2108 с датчиком Холла:
Датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 (карбюратор)
Если вас интересует замена датчика включения вентилятора ваз 2109 карбюратор, Многих интересует, возможно ли поменять его, не сливая всю охлаждающую жидкость?
Ответ – да. Но вы потеряете некоторое количество охладителя в процессе замены. Датчик этот. по сути. обычный термостат. Есть в продаже специальные тумблеры, которыми его можно включать принудительно.
Датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 (карбюратор)
Иногда нужно просто всё разобрать и прочистить. На датчик может попасть грязь и «накипь». Узнайте подробнее, как Как залить масло в коробку ваз 2109 без щупа и с щупом пошаговая технология.
Ваз 2108, Ваз 2109, включения вентилятора Как только датчик включения. В любом из этих случаев, даже, если нужно будет менять датчик, ничего страшного в этом нет.
Сама деталь очень дешевая, её замену может выполнить, как сам водитель, так и работники автомобильной мастерской.
Источник: https://vivauto.ru/kak-proverit-datchik-vkljuchenija-ventiljatora-vaz/
Датчик вентилятора 2108-21099 99/94С
Фирменное наименование – LS – LuzarSensor
Датчики включения вентилятора LUZAR предназначены для включения вентилятора охлаждения автомобиля. Датчик LUZAR представляет собой подпружиненный контакт, срабатывающий при повышении температуры охлаждающей жидкости.
Особенности конструкции и потребительские преимущества
В датчиках включения вентилятора LUZAR применена схема на основе технического воска – специального вещества, обладающего заданными характеристиками расширения при определенной температуре.
При повышении температуры… подробнее
Фирменное наименование – LS – LuzarSensor
Датчики включения вентилятора LUZAR предназначены для включения вентилятора охлаждения автомобиля. Датчик LUZAR представляет собой подпружиненный контакт, срабатывающий при повышении температуры охлаждающей жидкости.
Особенности конструкции и потребительские преимущества
В датчиках включения вентилятора LUZAR применена схема на основе технического воска – специального вещества, обладающего заданными характеристиками расширения при определенной температуре.
При повышении температуры охлаждающей жидкости технический воск расширяется и выталкивает пластиковую втулку, которая воздействует на рычаг контакта – рычаг поднимается и замыкает контакт датчика.
В этот момент замыкается цепь электропитания вентилятора, что обеспечивает начало его работы (вращения).
- — за счет использования твердого наполнителя (технического воска) обеспечивается точность и надежность срабатывания
- — такая конструкция является «силовой» и позволяет использовать контактирующий рычаг толщиной около 1мм, что гарантирует возможность пропускать большой ток
- — контактирующий рычаг является подпружиненным, что (а) исключает дефекты срабатывания, (б) обеспечивает «доводку» рычага до внешних контактов датчика, (в) снижает эффект «искрообразования» при замыкании электроцепи.
- Другие особенности:
Каждый датчик комплектуется уплотнительным кольцом, изготовленным из медного сплава. Уплотнительное кольцо обеспечивает герметичность соединения датчика с радиатором.
Места контактов с проводами скрыты от грязи и осадков специальными карманами в литье корпуса датчика. Такая форма позволяет избежать окисления контактов и продлевает срок службы изделия.
- Гладкая поверхность корпуса датчика позволяет избежать оседания грязи и влияния агрессивных сред.
- Комплекс технических решений, реализованных в датчиках вентилятора LUZAR, является ноу-хау и закреплен патентом на полезную модель № 63061 от 10 мая 2007г.
- Выпускаются четыре модели датчиков вентилятора LUZAR:
- ВАЗ 2103
- ВАЗ 2108
- ВАЗ 2103, АЗЛК 2141 (низкотемпературный)
- DaewooNexiaSOHC
Примечание: в современной автомобильной промышленности включением вентилятора охлаждения управляет ЭСУД (бортовой компьютер) и датчики включения вентилятора не используются.
Это связано также с достаточно ограниченным сроком службы датчиков вентилятора и их недостаточной надежностью, что заставило автопром отказаться от такого способа включения электровентиляторов охлаждения.
Источник: https://luzar.ru/catalogue/datchiki/datchiki-ventilyatora-vyklyuchateli/datchik-ventilyatora-2108-21099-99-94s-ls-0108/