Облегченный маховик создан для улучшения динамики машины на высоких оборотах. В принципе его можно установить на штатный двигатель, но только после динамической балансировки в сборе на коленвалу вместе с корзиной сцепления и регулировки газораспределительного механизма.
Назначение тюнинга двигателя
Необходимость облегчить маховик возникает по следующим причинам:
- из 720 градусов рабочего хода коленвала маховик необходим на отрезке вывода кривошипно-шатунного механизма из верхней мертвой точки максимум в 50 градусов;
- все остальное время энергия ДВС расходуется на раскручивание этой массивной детали для аккумулирования ею кинематической энергии;
- если на холостых и малых оборотах маховик стабилизирует перемещение транспортного средства, то на высоких оборотах он снижает динамику движения.
Принцип действия маховика
Например, в мощных ДВС стоят тяжелые валы, инерции которых в принципе достаточно, чтобы «сдернуть» КШМ из ВМТ, даже без участия маховика.
По этой причине обтачиваются штатные и покупаются облегченные диски с зубчатыми венцами из стали и алюминиевых сплавов разных конструкций.
Однако после замены без балансировки коленвала в сборе и регулировки механизма газораспределения можно получить противоположный эффект – нагрузить двигатель в обычных режимах, что приведет к выработке КШМ, коленвала, сцепления и прочих взаимосвязанных узлов машины.
Без углубления в теорию механики и динамики можно примерно вычислить эффект от снижения массы маховика, например на 1,5 кг для машины весом 0,9 т со стандартным двигателем (обороты 3000 – 6000) для разгона до 150 км/ч:
- момент инерции снижается только в случае удаления металла с участков маховика возле его наружного радиуса, то есть зубчатого венца;
- для разгона до указанной скорости последовательно включаются I – IV передачи по порядку при эксплуатации четырехступенчатой коробки КПП;
- переключение I/II происходит на 3 – 6 тысячах оборотов, II/III на 4,5 – 6,5 тысячах, III/IV при вращении 4,5 – 5,1 тысяч об/мин;
- угловая скорость на 3000 об/мин составит 314 с-1, 4500 об/мин – 471 с-1, 5100 об/мин – 534 с-1 и 6500 об/мин – 681 с-1 ;
- разница кинетической энергии для вращения лишних 1,5 кг стали составит 1,44 кДж при 3000 оборотах, 3,26 кДж при 4500 оборотах, 4,2 кДж при 5100 оборотах и 6,8 кДж при 6500 оборотах.
В сумме облегченный маховик сэкономит 16 кДж кинематической энергии, то есть 2% с небольшим. Для спортивных машин и ДВС с высокими рабочими оборотами эффект значительно выше.
Внимание: Следует понимать, что на малых скоростях движения и в режиме холостого хода ДВС возможны проблемы.
Конструкция облегченного маховика
Технически обосновал, что дает облегченный маховик спортивным автомобилям, двукратный чемпион-раллист Э. Г. Сингуринди. До сих пор конструкция облегченного маховика «по Сингуринди» остается эталоном, но только с учетом конструкции всего двигателя и сцепления.
Маховик по Сингуринди облегченный
Внимание: Для водителей-новичков и пользователей, предпочитающих плавный стиль вождения, облегченный маховик не нужен в принципе. Данное руководство предназначено для профессионалов или уверенных пользователей, как минимум.
За счет чего снижается вес?
Тюнинг собственными силами в 85% случаев невозможен, так как необходима достаточно высокая квалификация сварщика, наличие стенда для динамической балансировки коленвала в сборе, поэтому производители выпускают для опытных пользователей облегченный маховик двух типов:
- чугунный – фрезеровкой удалены сегменты возле наружного радиуса изделия;
- дюралевый – диск цельный, чаще всего, стандартных размеров, но изготовлен из сплавов алюминия.
Маховик с прорезанными окнамиМаховик из алюминиевого сплава
Стандартные маховики весят 6 – 13 кг, облегченные модификации 4 – 2,8 кг (реже 2,5 кг). Замена штатной детали на облегченный маховик производится только в комплекте со сцеплением, поэтому важно, чтобы посадочные отверстия корзины совпадали.
Дюралевый облегченный маховик имеет плюсы и минусы:
- деталь цельная, лучше противостоит механическим поломкам;
- однако металл мягкий, износ значительно выше.
У чугунного и стального маховика ситуация прямо противоположная – высокая износостойкость, низкая механическая прочность возле зубчатого венца.
«Лишний» металл снимают с изделия несколькими способами:
- фрезерованием в промышленных условиях;
- высверливанием сквозных отверстий в гараже, на СТО;
- обтачиванием на токарно-винторезных станках на заводе или в гараже.
Фрезеровка наружного радиусаПроточка тела на токарном станке
Сингурдини начинал свои опыты в советские времена на двигателях «Жигулей» и 412 «Москвичей». Позже доказал, что облегченные маховики могут эксплуатироваться на тяжелых легковых машинах (ГАЗ, внедорожники) без снижения комфортности старта и на малых оборотах.
Сварка венца и обработка шва болгаркой
Основным условием является обработка (стачивание) стенки маховика, на которой расположены посадочные отверстия для корзины сцепления, до размера (толщины), не меньше диаметра внутренней резьбы. Например, если корзина крепится болтом М8, стенка должна быть минимум 8 мм. В противном случае на высоких оборотах тело детали может быть срезано крепежом.
На что влияет изменение конструкции?
Эксплуатация облегченного маховика по ощущениям добавляет мотору мощности. На самом деле после обтачивания детали своими руками на малых оборотах расходуется на 2% меньше кинетической энергии. Зато при увеличении оборотов экономия наблюдается уже в геометрической прогрессии.
Новичку сложно тронуться с таким маховиком в гору и преодолеть «лежачего полицейского». Для профессионала на низких оборотах придется чаще выжимать акселератор, зато при их увеличении комфорт и динамика резко повышаются.
Замена штатного маховика облегченным
После принятия принципиального решения – стоит ли давать машину в тюнинг на СТО или производить модернизацию собственными силами, придется демонтировать штатный маховик, выбрать облегченный вариант по характеристикам или изготовить деталь самостоятельно. Затем демонтировать узел, заменить маховик вместе со сцеплением, произвести динамическую балансировку и регулировку газораспределительной системы.
Доступ для замены маховика
Выбор по характеристикам
Покупая готовый маховик двигателя со сниженным весом, необходимо учесть расположение отверстий под корзину сцепления, диаметр, количество зубьев и конструкционный материал детали.
Ассортимент облегченных маховиков для конкретной модели авто
Изготовление своими силами
Как минимум, для этого необходим токарный станок и квалифицированный токарь. Рекомендуется использовать схему, чертеж и рекомендации Сингуринди:
- из стандартного 7 кг изделия после проточки получается облегченный вариант 4,8 кг (для ВАЗ «классика»);
- заготовкой служит б/у маховик или снятая детали с коленвала машины, подвергающейся тюнингу;
- зубчатый венец для надежности приваривается к ободу с обеих сторон, швы зачищаются абразивным диском УШМ;
- на подшипнике производится статическая балансировка.
Самодельный облегченный маховик
Готовое изделие устанавливается на коленвал для последующей динамической балансировки.
Демонтаж
Перед тем, как облегчить маховик собственными силами, следует понимать, что для этого придется демонтировать несколько узлов и механизмов:
- коробку КПП, чтобы снять сцепление, которое меняют вместе с маховиком;
- ДВС частично для доступа к коленвалу и элементам КШМ, так как может потребоваться установка шатунов меньшей массы, обтачивание колен на валу.
Работы удобнее производить на подъемнике, в крайнем случае, на яме с вывешиванием на домкрат для демонтажа переднего колеса с водительской стороны.
Установка облегченного маховика
Величина силы инерции на коленчатом валу ДВС зависит от веса/угловой скорости шатунов и противовесов. После обточки маховика угловая скорость возрастает, поэтому сила инерции так же увеличивается, а противовесы остаются штатными.
Существует два варианта:
- снижение радиуса вращения – потеря рабочего объема;
- уменьшение массы вращающихся деталей – обычно шатунов.
Внимание: Требуется точный расчет, сколько «лишних» граммов убрать из веса шатуна. Иначе, эффект получится противоположным – снижение ресурса КШМ и ДВС в целом.
Обрезка колен приводного вала
Если происходит обточка элементов коленвала, эта деталь вначале балансируется на динамическом стенде отдельно, затем на нее надевается маховик и корзина сцепления.
Балансировка коленчатого вала
Балансировка
Обычно учитывают вес снятого с поверхности заготовки конструкционного материала – 35% в среднем. Точнее вес внешнего диаметра облегченного маховика снижается на 500 – 700 г/мм. На некоторых авто существует выбор нескольких типоразмеров сцепления, поэтому нужно учесть:
- корзина и диск большего диаметра увеличивают поверхность контакта и качество зацепления, соответственно;
- однако сцепление меньшего диаметра по аналогии с облегченным маховиком повышают динамику машины;
- на штатном креплении М8 корзина может болтаться, сбивая настройки балансировки, поэтому при тюнинге диаметр часто увеличивают до М10 (рассверлить, нарезать резьбу).
Балансировка в сборе с маховиком
Чтобы не дать разбалансированной детали разрушить подшипники и КШМ, коленвал балансируется на стенде в сборе.
Балансировка в сборе с корзиной
Регулировка механизма газораспределения
В теории ДВС клапаны должны срабатывать при нахождении поршня в мертвых точках ВМТ и НМТ, соответственно. Однако на высоких оборотах время прохождения поршнем мертвой точки исчисляется тысячными долями секунды, поэтому цикл очистки камер сгорания от остаточных продуктов и наполнение их новой смесью будет неизбежно запаздывать.
Бортовой компьютер получает с датчика коленвала реальную информацию о пространственном положении поршней, но корректирует ее для инжекторной системы с учетом показаний датчика оборотов, то есть дает нужные параметры опережения или запаздывания, соответственно.
Другими словами, впускной клапан срабатывает с опережением ВМТ на 10 – 32 градуса, закрывается с опозданием на 40 – 85 градусов относительно НМТ. Аналогичные параметры выпускного клапана составляют 40 – 70 градусов опережения НМТ и 10 – 50 градусов запаздывания ВМТ, соответственно.
Кроме того, важно понимать, зачем между элементами клапанного привода используются зазоры:
- в зависимости от температурного режима ДВС необходим тепловой зазор;
- при нагреве клапан, головка цилиндров и блока расширяются, удлиняются;
- зазором компенсируются линейные удлинения конструкционных материалов.
Облегченный маховик сбивает регулировки ГРМ, рассчитанные на другой момент инерции этой детали. Происходит запаздывание или опережение зажигания, теряется смысл тюнинга ДВС. Регулировку ГРМ лучше производить в СТО, а не гараже, у специалистов, обладающих необходимой квалификацией и оборудованием.
Регулировка ГРМ после установки облегченного маховика
Таким образом, замена штатного маховика облегченным вариантом подходит исключительно для опытных пользователей, в идеале – на автомобилях с высокооборотными двигателями.
Тюнинг по умолчанию стоит дорого, так как необходима разборка сцепления, КПП (частично), мотора (частично), балансировка коленвала динамическая, затем узла в сборе с маховиком, и окончательная с присоединенной корзиной сцепления на специальном стенде.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Источник: https://SwapMotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/oblegchennyj-mahovik.html
Стоит ли устанавливать облегченный маховик
23 ноября 2018. Категория: Автотехника.
https://youtube.com/watch?v=QqTQlQHiyA8
Каждому автолюбителю хочется в той или иной мере улучшить технические характеристики своего транспортного средства.
Одним из довольно популярных в последнее время вариантов тюнинга, улучшающим динамику разгона, является замена штатного маховика на облегченный вариант.
Как и любая модификация, такая доработка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. И прежде, чем приступать к замене маховика, необходимо взвесить все «за» и «против».
Кратко о функциональном назначении маховика
Технологически маховик представляет собой достаточно тяжелый металлический диск (с зубчатым венцом на внешней части окружности), закрепленный на оси коленчатого вала. Его функциональное назначение:
- инерционная раскрутка двигателя при запуске;
- уменьшение вибрации работающего мотора;
- поддержание стабильности оборотов двигателя при переключении на более высокую передачу.
При наборе скорости на раскрутку маховика, который является важной и неотъемлемой частью любого автомобиля, двигателю приходится расходовать определенную энергию. Причем, ее количество напрямую зависит от веса диска.
Уменьшив вес маховика, мы «облегчаем» работу мотора, снижаем инерционность двигателя и, как следствие, улучшаем динамические показатели транспортного средства.
Этим и объясняется целесообразность замены штатного изделия на облегченную версию.
Способы уменьшения веса маховика и цены на облегченные изделия
Вес стандартного маховика легкового автомобиля (в зависимости от класса) варьируется в пределах от 6,5 до 9 кг. Для уменьшения его массы производители дисков в настоящее время применяют два основных способа:
- За основу берется оригинальное изделие и на высокоточном токарно-фрезерном оборудовании с него удаляют «излишки» металла (методом проточки или обустройства сквозных отверстий).
На заметку! Обладатели различных моделей автомобилей ВАЗ могут приобрести подобные изделия по цене от 1500 до 2500 рублей. Причем вес модернизированных деталей составляет от 3,7 до 5,2 кг.
- Изготовление маховиков из легких высокопрочных сплавов (на основе алюминия или хром-молибдена).
На заметку! Такие облегченные маховики (вес составляет всего 3,06 кг) обойдутся владельцам автомобилей семейства ВАЗ в 12000 рублей (за штуку).
Что касается иномарок, то их обладатели тоже могут приобрести (или заказать) для своего транспортного средства облегченный диск (от известных производителей деталей для тюнинга Fidanza, Clutch Masters, Exedy или Cusco). Цена на подобные изделия начинается от 20000 рублей.
Важно! В технических характеристиках своих изделий эти известные производители однозначно указывают, что облегченные маховики не предназначены для установки на автомобили, оборудованные автоматической коробкой передач.
Какие плюсы ожидать после установки облегченной версии диска
Уменьшения веса маховика (по утверждению многочисленных производителей облегченных деталей) приводит к:
- уменьшению времени, необходимого для набора двигателем максимальных оборотов;
- незначительному приросту мощности двигателя (неболее 3÷4%);
- улучшению так называемого «отклика» при нажатии на педаль акселератора;
- снижению нагрузки на коленчатый вал и КПП;
- более четкому переключению на пониженную передачу;
- незначительному (на 2÷3%) уменьшению расхода топлива;
- сокращению времени разгона.
Именно последний плюс пользователи, установившие на свои автомобили (со стоковыми «непрокачанными» двигателями) спортивные маховики (так многие производители называют облегченные диски), считают основным достоинством проведения тюнинга подобного рода (в своих отзывах).
Минусы облегченного маховика
Недостатков установки облегченного маховика, пожалуй, не меньше, чем достоинств. И обусловлены они, естественно, значительным уменьшением инерционности более легкой детали (по сравнению со стандартной). Установка спортивного маховика приводит к:
- значительному уменьшению прочности конструкции;
- нестабильной работе двигателя на холостых и малых оборотах;
- быстрому падению оборотов при отпускании педали акселератора, что осложняет переход на более высокую передачу;
- худшему отводу тепла, что может привести к перегреву самого маховика и деталей сцепления;
- уменьшению крутящего момента, а, это, в свою очередь, не позволяет плавно тронуться с места или переехать препятствие на дороге (например, «лежачего полицейского»);
- невозможности эксплуатации автомобиля с максимальной загрузкой (или буксировки прицепа);
- значительной трате денежных средств, так как облегченные маховики стоят дороже, да и их установка обойдется «в копеечку» (естественно, если не производить модернизацию своими руками).
К тому же опытные специалисты однозначно утверждают, что свои лучшие качества спортивный маховик сможет «проявить» только при осуществлении комплексного тюнинга двигателя, то есть, при:
- установке облегченных коленвала и клапанов;
- распредвала с измененными фазами;
- доработке системы впуска и выпуска;
- динамической балансировке маховика, коленвала и корзины сцепления в сборе на специальном стенде;
- перенастройке электронного блока управления.
А такую глобальную модернизацию, требующую довольно значительных денежных средств, не каждый автолюбитель себе может позволить.
Для кого оправдан подобный тюнинг
Изначально стандартный маховик разработан инженерами-конструкторами для каждой конкретной модели автомобиля с учетом мощности двигателя и нагрузок, которые он испытывает при различных режимах работы.
Если вы приверженец стандартного стиля езды, то и нет смысла что-либо менять в конструкции своего «стального коня» (все уже придумано и установлено производителем транспортного средства).
То есть, монтаж облегченного маховика будет для вас просто бесполезной тратой денежных средств.
Важно! К тому же не стоит забывать о том, что внесение изменений в конструкцию автомобиля означает «потерю» гарантийных обязательств от завода-производителя.
Ну, а если вы любите «втопить» с перекреста (с «проворотом» колес), увлекаетесь дрифтом или участвуете в любительских раллийных гонках (или скоростных уличных заездах на фиксированное расстояние), то можете смело устанавливать облегченный маховик на свое транспортное средство. Как показывает практика, монтаж такой детали сократит время разгона автомобиля (даже со стоковым двигателем) на 1÷2 сек (до 100 км/час). А для соревнований этот показатель уже весьма значителен.
Естественно, и среди обычных водителей (которые не участвуют в уличных гонках) найдутся желающие добавить своему транспортному средству «прыти» при разгоне.
Для них оптимальным решением будет совместить замену штатного маховика на спортивный вариант с проведением плановых технических работ по обслуживанию автомобиля (например, при очередной замене сцепления). Это позволит минимизировать расходы на производство работ по установке новой детали.
К тому нужно быть готовым к тому, что автомобиль будет «вести» себя по другому, и привычный стиль вождения так или иначе придется «подкорректировать».
На заметку! Если вы все-таки решились установить облегченный маховик, то лучше приобретать отбалансированное (на специальном динамическом стенде) в заводских условиях изделие от проверенных временем производителей. В противном случае ожидать положительных результатов от такой модернизации не стоит, а вот приобрести «кучу» ненужных проблем можно легко.
Источник: https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/334-oblegchennyj-makhovik.html
Облегченный маховик
Некоторые «народные» умельцы, начинают заменять стандартный маховик (кто не знает, что это такое читаем здесь), на так называемый – «облегченный».
Сейчас это один из доступных видов тюнинга, сам был свидетелем такой установки на «пацанскую» заниженную ПРИОРУ.
Однако ходит много всевозможных мнений, кто-то высказывается — что это просто пустая трата денег и времени, кто-то наоборот просто «пищит» от восторга! А как же есть на самом деле? Давайте разбираться …
ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ
- Обычный маховик
- Облегченный маховик
- Можно ли сделать своими руками + ВИДЕО
Для тех, кто не знает — что такое маховик, и для чего он вообще нужен (кто не перешел по верхней ссылки). Немного поясню – это элемент нужен, для запуска автомобиля. Во время старта двигателя его раскручивает стартер, после «пуска» мотора, он вращается уже вместе с коленчатым валом двигателя. То есть это неотъемлемая часть механизма запуска, без нее никак!
Обычный маховик
Как бы кто ни говорил, но это достаточно выверенная деталь, которая рассчитывается — и на нагрузки, и на кручение, и даже на слом.
Обычно его вес колеблется в пределах от 7 до 9 килограмм. Все зависит от модели и класса автомобиля (грузовики не беру, там веса намного больше).
После того как двигатель запушен, обычный маховик набирает кинетическую энергию от работы мотора. Поэтому при работе двигателя какая-то часть, уходит именно на его раскрутку и дальнейшее вращение. Причем чем тяжелее этот «диск», больше энергии нужно потратить. Особенно это сказывается на высоких оборотах, где потреблении энергии растет в квадратичной прогрессии, начиная уже с 4500 оборотов.
То есть получается что маховик, как бы мешает работе двигателя, забирая у него часть энергии, на свою раскрутку. Однако тут не все так однозначно – благодаря своему весу, этот элемент отбирает на себя различные не нужные энергии, вызванные детонацией двигателя или какими то другими побочными процессами. Таким образом, они не идут в кузов, а как бы «поглощаются» что не маловажно!
Принцип прост, так «народные тюнеры» (да и некоторые компании), просто убирают «лишний» вес.
Например, из «нашего» маховика на ВАЗ, исключают примерно 3,5 килограмма из 7,5 возможных! То есть его вес составляет – 4 килограмма, а это существенно! Справедливости ради стоит отметить что, сейчас существует множество разновидностей таких элементов, то есть убирают различные веса от 1,5 до 3,5 кг. Различные «тюнеры» объясняют это по-разному, но суть остается одной – «облегчение»!
Вы можете задать справедливый вопрос – а почему же не могут вообще сделать весом в 1 или 1,5 кг, вместо скажем 7,5? Справедливый вопрос, но ответ очевиден – такой легкий вариант будет крайне не стабильным, если выражаться простым языком — то его просто сломает.
Поэтому должен оставаться задел прочности, который позволит этой детали, работать в стандартном режиме! Вот мы и подошли к плюсам и минусам, давайте разберем подробнее.
Плюсы
Постараемся понять — что может дать такой облегченный тип строения при работе двигателя.
- Меньший вес, а значит нужно меньше тратить энергии для раскрутки, что положительно сказывается на расходе топлива. Если не вдаваться в долгие рассуждения, то экономия составляет примерно 2 – 3 %, но не больше.
- Уменьшаются механические потери.
- Раскрутить его легче, а значит, повышается «отдача от двигателя», у него меньше инерция.
- Двигатель быстрее выходит на максимальные обороты.
- Работа на «высоких» оборотах улучшается.
Это действительно присутствует, если рассчитать силу инерции, а также центробежную силу и сравнить ее со стандартным маховиком — то становится понятно, что облегченная модель, требует меньше механических и силовых затрат на свою работу. А это как я уже написал сверху – экономия топлива, быстрая раскрутка и лучшая работа на «верхах». Ведь именно на высоких оборотах стандартный вариант, начинает испытывать излишние нагрузки центробежной и инерционной сил.
Минусы
Куда же без них. Для начала нужно отметить такой аспект, облегченный маховик, требует правильной настройки и остальных конфигураций двигателя. А это значит, что мало поставить его одного, нужно также облегчать и коленчатый вал, правильно настраивать центровку корзины сцепления т.д. То есть – целый комплекс мер, тогда эффект будет более значимым и заметным. Пробежимся по основным минусам.
- Прочность конструкции ниже.
- На низких оборотах, при малых скоростях, эффект практически не заметен.
- Требуется дополнительная балансировка с колен.валом и шкивом ремня генератора
- Хуже проводит тепло, в зимнее время трансмиссия будет прогреваться дольше на «холостых».
- Ну и стоит дороже обычного, если брать каких-либо именитых производителей, а не сделанный своими руками.
Получается, если берете для автомобиля со стандартной (небыстрой) манерой езды (до 3000 об.) – эффект будет минимальным. Если берете для «прокаченного» автомобиля, который работает на оборотах за 4500 (особенно для турбированных двигателей), то эффект действительно будет.
Можно ли сделать своими руками
Конечно можно, и за основу часто берут стандартный маховик, который переделывается на «облегченный», путем срезания лишнего металла.
Обычно выпиливают части на большом, можно сказать внешнем радиусе, посмотрите вот на эту фотографию.
Здесь примерно вырезано 1,5 – 2 кг металла. Причем прочность и самого маховика и его венца, остается практически неизменной. Смотрим видео производства такого варианта именно своими руками.
Конечно, многие вытачивают аж 3 – 3,5 кг, но честно сказать я не думаю что такие варианты будут достаточно прочными. В видео видно, что венец приварен сваркой к тому, что осталось от самого диска, смотрим.
- Как я думаю, это самый не прочный вариант.
- Облегченный маховик, имеет место быть на наших свами машинах, однако нужно всегда понимать для какой цели вы его устанавливаете.
- НА этом все, думаю моя статья была вам полезна – читайте наш АВТОБЛОГ.
(18
Источник: https://avto-blogger.ru/texchast/oblegchennyj-maxovik.html
Смысл облегченного маховика, его плюсы и минусы
Когда автовладельцы хотят затюнинговать свой двигатель, они устанавливают штатный маховик на спортивный. Как правило, он легче обычного. Это и является преимуществом. Обычно вес штатного маховика уменьшают на полтора килограмма.
Содержание:
- Преимущества
- Плюсы и минусы
- Делаем правильный выбор
- Вывод
- Видео
Какие преимущества у облегченного маховика?
Основными отличительными особенностями спортивного маховика являются:
- Такой маховик раскручивается быстрее, так как у него меньшая инерция.
- Автомобиль разгоняется намного быстрее и динамичнее.
- Максимальные обороты мотора достигаются за меньший промежуток времени.
- Спортивный маховик придает прирост мощности в 4%. Но это не значит, что этот прирост будет играть огромную роль в мощностных характеристиках мотора.
Специалисты выделяют один нюанс, про который нужно помнить. Если менять штатный маховик на облегченный, тогда нужно перестаивать всю силовую установку. Нужно каждый элемент модернизировать, а также силовую передачу.
Только действительно хорошо настроенный агрегат будет выдавать максимальный результат.
Очень много автовладельцев модернизируют своих «железных коней», но не каждые осознают и понимают минусы такого усовершенствования, слушая лишь своих знакомых.
Перед тем, как разбираться в положительных и отрицательных сторонах спортивного маховика, нужно изучить весовые характеристики. Большинство автомобилей с завода оснащаются маховиками с массой более 12 килограмм.
Но существуют модели, которые оснащались более легкими аксессуарами. Вес деталей не превышал 5 килограмм.
Действительно облегченный, или же спортивный маховик имеет массу менее 3,5 килограмм, и выполнен из стали, либо же из сплавов алюминия.
Штатный маховик, который устанавливается конструкторами на заводе, выполняет функцию поддержания оборотов во время переключения передач, а также придает ускорение автомобилю.
Все детали подгоняются таким образом, чтобы динамика разгона обладала заводскими характеристиками.
Создавая маховик, конструкторы рассчитывают его вес таким образом, чтобы тот максимально соответствовал своему классу, а также отлично подходил под каждого обладателя автомобиля.
Штатный аксессуар, обладая большим весом, имеет ряд преимуществ:
- Хоть он и увеличивает время разгона, зато позволяет силовой установке ровно работать на низких оборотах.
- Благодаря тяжелому маховику, неопытный водитель может трогаться хоть с третьей передачи. Но это не рекомендуется.
- Скорость после переключения сохраняется, но разгон становится более длительным, чем у спортивного маховика.
- Большой крутящий момент.
- Лучше передается тяга на силовую передачу.
Основные плюсы и минусы облегченного маховика
Чтобы увеличить динамику разгона, и устанавливают спортивные маховики. В таком случае силовая установка будет вращать более легкий узел, благодаря чему происходит очень быстрый набор оборотов мотором. При установке легкого маховика улучшается разгон, но появляются следующие негативные стороны:
- Скорость будет набираться очень быстро, но и снижаться она будет с такой же скоростью.
- Двигатель начнет «кушать» топлива больше, так как разгон будет быстрее.
- Когда приходится переключиться на повышенную передачу, обороты значительно снижаются. Зато передачи включаются более точно из-за низких оборотов.
- Двигаясь по городу, или же стоя в пробке, проявляются некие неудобства.
- Величина крутящего момента снижается, зато повышаются мощностные показатели.
- Облегченный маховик может нарушить работу двигателя, если тот оборудован системой турбонаддува.
Как говорят настоящие эксперты: нельзя мешать налаженному механизму работать. Каждый автомобиль оснащен конкретной деталью, с нужной массой и конкретными характеристиками. Поэтому улучшать та уже нечего. Уменьшить время разгона на внедорожниках и больших седанах нет резона. Если разговор зайдет о купе, тогда спортивный маховик будет весьма уместен, так как улучшит динамику и время разгона.
Если автовладелец решит установить на свой автомобиль такой маховик, тогда он столкнется с рядом проблем:
- Двигаться по городу можно будет лишь с очень быстрым разгоном, и таким же торможением. Это не очень хорошо будет влиять на аппетит автомобиля.
- Если двигаться, при установленном спортивном маховике, на длинные дистанции, тогда педаль газа нужно вдавливать сильнее. Из-за этого обороты двигателя увеличатся, что повлечет за собой сильный нагрев деталей мотора.
- Сильный перегрев силовой установки несомненно приведет к быстрому износу его составных частей.
Те, кто обладает динамичным характером стиля езды, спортивная деталь подойдет хорошо. Для этого нужно выбрать аксессуар, которая будет легче обычной, желательно сделанная из алюминиевых материалов. Такой аксессуар встречается в специальных ателье, занимающихся тюнингом. Стоить такой тюнинг будет около 2000 рублей. И это при том, что всю процедуру замены владелец будет проводить сам.
Перед тем, как устанавливать спортивный аксессуар, нужно как следует изучить характеристики этой модели. Самый главный фактор, которым должна обладать действительно хорошая деталь – это прочность.
Нежелательная поломка маховика во время эксплуатации на высоких оборотах может привести к сильным повреждениям силовой установки, элементам коробки передач, а также деформациям кузова. В связи с этим, установка спортивного маховика дело очень решительное.
Поэтому вся ответственность за его последующую работу лежит только на автовладельце.
Как же выбрать правильную деталь?
Если владелец все-таки решился приобрести и установить на свой автомобиль облегченный маховик, тогда нужно внимательно прочитать все необходимые рекомендации, которые помог выполнить действительно качественную покупку.
На заводе облегченный маховик делают путем использования облегченных сплавов, либо же снятием лишних частей детали. Поэтому, перед покупкой, важно изучить с какой части удаляли материал.
Никак нельзя покупать маховик, у которого центральная часть хоть немного, но вырезана. Центр должен быть полностью укрепленным.
Если центральная часть облегченной детали удалена, тогда имеются все возможности срыва, в результате которого остатки детали могут застрять и в салоне. Деформированный спортивный аксессуар сразу же разлетается на мелкие кусочки, которые способны без каких-либо вопросов пробить тонкий металл кузова. А это может привести к очень серьезным травмам водителя.
Какой вывод нужно сделать?
В статье были конкретно описаны все плюсы и все минусы установки спортивной детали. Как заключение, следует выделить, что свой выбирать лучше детали, которые изготовлены из алюминия. Все объясняется тем, что уменьшают вес путем использования более легких материалов, а не уменьшения количества материала на квадратный сантиметр, что уменьшает прочность в разы.
Если же такие маховики вас не интересуют, и выбор пал на стальные детали, тогда лучше обратить свое внимание на тот факт, что металл должен быть вырезан максимально близко к раю детали. Это при том, что центральная часть должна быть максимально оснащена металлом.
Видео
Источник: https://autoiwc.ru/tuning/oblegchenniy-mahovik.html
Что дает облегченный маховик ВАЗ, плюсы и минусы, советы по установки
Существует много мнений о целесообразности установки облегченного маховика на автомобиль, одни видят в этом много плюсов, другие же наоборот, приводят много контраргументов, которые трудно оспорить.
Облегченные маховики устанавливают не только на спортивные или тюнингованные автомобили, но и на отечественные вазы или другие авто, а вот в чем здесь суть и почему это делают поговорим дальше.
Чем характерен облегченный маховик
Облегченный маховик, это изделие из которого было извлечено определенное количество металла.
К примеру, многие автовладельцы ВАЗ из серии классика, облегчают свой маховик на полтора, два, а то и 3,5 килограмма. При этом заводской вес устройства около 7,5 кг.
При последнем варианте изделие будет весить около 4 кг и считается, что это предел для вазовских автомобилей, так как выход за него в меньшую сторону может повлиять на прочностные характеристики самого маховика. Рисковать не стоит. Хотя при правильном подходе вес изделия на ВАЗе можно уменьшить до 3 кг, но про это дальше.
Но обычно на вазовских моделях вес маховика уменьшают на 1,5 кг, что не может негативно сказаться на его прочностных характеристиках.
Но не так все просто, как кажется, тут есть много подводных камней, про которые важно знать.
Сколько мощности забирает на себя обычный маховик
- На любом автомобиле, неважно грузовом или легковом, маховик является неотъемлемой составляющей системы запуска мотора.
- Именно благодаря этому устройству вращательный момент от бендикса стартера передается на коленвал.
- Но после того, как автомобиль завелся маховик не останавливается, а продолжает вращаться, так как постоянно соединен с коленвалом.
Имея определенный вес, при наборе скорости, он забирает часть мощности от двигателя.
И чем больше изделие весит, тем больше мощности уходит. Как правило, это 2 – 3%.
Особенно такая картина наблюдается на высоких оборотах работы мотора, уходящих за отметку 4 тыс. в минуту.
Казалось бы, это конструкторская недоработка, которая требует технического решения, но не так все просто. Оказывается, в этом есть и свои плюсы.
- Дело в том, что маховик во время вращения, забирает на себя много опасных колебаний от побочных процессов, происходящих в моторе, которые трудно учесть при конструировании последнего.
- По сути, колебания не уходят в кузов автомобиля, а гасятся, что немаловажно.
- Во время запуска агрегата и на высоких оборотах маховик переносит большие нагрузки, поэтому при изготовлении в него закладываются такие показатели, как стойкость к слому, кручению и большим нагрузкам.
- Поэтому весить изделие может в пределах от 6 до 9 кг, в зависимости от того на какой модели авто установлено и какой у нее мощности агрегат.
Маховик в роли энергетического аккумулятора
- Устанавливают тяжелые маховики на обычные, пользовательские автомобили с серийными моторами еще по одной причине – они выполняют функцию энергетического аккумулятора.
- Дело в том, что на низах передача мощности у таких автомобилей от поршня на коленвал происходит в очень узком диапазоне – 50.
- При этом четыре такта в двигателе происходит за 720 (2 оборота), из них теоретический рабочий ход только 180.
- По причине того, что у стандартного мотора обороты небольшие, а передача мощности происходит в очень узком диапазоне, даже вращение его на холостом ходу затруднено.
- Эту ситуацию исправляет тяжелый маховик, который за 500 поворота колен вала вбирает в себя достаточно энергии чтобы потом по инерции дальше раскручиваться и помогать двигателю.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Наборы инструмента для ремонта авто, полезно знать
Это же свойственно и для работы агрегата на низах. Т.е. тяжелое устройство на моторах, у которых рабочие обороты в пределах 2,5 – 4 тыс., а холостые – от 0,8 до 1 тыс. играет положительную роль и облегчать его не стоит если параллельно не вносить конструкторские изменения в другие элементы мотора.
Взаимосвязь с ГРМ
- Следующая особенность заключается в том, что маховик напрямую завязан с газораспределительным механизмом.
- Если на серийном моторе стоит обычное тяжелое изделие, как в нашем случае, и серийный, не тюнинговый, ГРМ, который обеспечивает хорошее наполнение цилиндра и крутящий момент на низких оборотах – двигатель работает в обычном режиме.
- Но если на обычном моторе заменить тяжелый маховик на легкий аналог, то получиться что для низов инерционной энергии изделия не хватит чтобы машина плавно двигалась в обычном режиме, так как цилиндры топливной смесью будут наполняться плохо.
- Но в то же время высокие обороты у стандартного мотора не появятся потому что механизм газораспределения будет сразу же задавлен и как в первом случае тоже не будет успевать качественно наполнять цилиндры топливной смесью.
Поэтому выбор маховика и степень его облегчения будет напрямую зависеть от ГРМ, т.е. от того, в каком скоростном режиме будет работать двигатель.
Если же наоборот, установить тюнингованный широкий распредвал и в это же время поставить тяжелый маховик, то качественных низов у мотора не будет потому, что не позволит широкий распредвал.
А высокие обороты у двигателя будет плохие потому. что ему придется вращать большую массу моховика и это создаст препятствие для качественного наполнения цилиндров.
Поэтому скоростной режим моторов прежде всего зависит от механизма газораспределения и уже под этот ГРМ подгоняются все остальные детали, включая и вес маховика.
Тут все зависит от конкретной компоновки впускного и выпускного трактов, ширины фаз газораспределения, количество и диаметр клапанов и так далее.
Нужен ли облегченный маховик на форсированном двигателе
У форсированного двигателя рабочий режим работы варьирует в пределах 6 – 7 тыс. оборотов. На таких частотах тяжелое изделие является большим препятствием, ведь такую массу нужно быстро проворачивать.
- Облегченное же изделие плюс вращение тяжелого коленчатого вала на больших оборотах будет достаточным чтобы на инерции поддерживать стабильное вращение мотора.
- Поэтому в данном случае тяжелый маховик будет лишним, его можно облегчать.
- При этом на форсированном моторе уже был проведен комплекс мероприятий по его тюнингу.
Особенности установки облегченного устройства на автомобили ВАЗ
Установка только облегченного маховика на любую вазовскую модель не даст заметного прироста мощности, хотя динамика набора скорости безусловно увеличится.
Перед самой установкой желательно сделать тюнинг газораспределительного механизма, только тогда он позволит хорошо наполнять цилиндры на частотах в пределах 7 – 8 тыс. об/мин.
По сути, при таком тюнингованном ГРМ маховик уже будет не нужен, но так как его полностью выбросить нельзя, его можно спокойно облегчить до 3 кг, и он будет хорошо себя показывать. Но холостой ход на таком агрегате будет уже в пределах 2 – 2,5 тыс. об/мин.
Можно сделать и меньше, но мотор в данном случае будет работать неустойчиво и не в своем режиме, может перегреться поршень и прогореть.
Плюсы и минусы облегченного маховика
Итак, давайте подведем небольшой итог, так в чем же плюсы облегченного маховика по сравнению с обычным, и каковы его минусы.
Плюсы:
- У облегченной версии изделия центробежная и инерционная силы меньше, чем у стандартного, а это значит, что отбор мощности от двигателя при ускорении будет меньшим, этот показатель приблизительно равен 2%;
- На больших оборотах растет КПД работы мотора, так как уменьшаются инерционные и центробежные силы;
- Запуск агрегата и набор оборотов до максимальных проходят с меньшими затратами, а значит экономиться топливо.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Подробно про фильтры нулевого сопротивления
Минусы:
- Если поставить на обычный мотор только облегченный аналог, то на автомобиле пропадут низы, а верхов не добавится, в итоге двигатель будет работать не в своем режиме и быстро умрет от повышенных нагрузок. Поэтому тут необходим комплексный подход где нужно правильно подогнать друг к другу все компоненты двигателя, а не только устанавливать тюнингованное изделие.
- После облегчения устройства невозможно получить явно видимый результат. Увеличение мощности на 2% и незначительная экономия топлива, это не те показатели, ради которых стоит замораживаться. Как правило, сразу же облегчают и коленчатый вал, проводят другие работы по тюнингу двигателя, коробки передач, сцепления, распределительных валов, выпускной системы, которые в комплексе дают значительный прирост мощности и экономию. К примеру, устанавливают прямоточный глушитель.
- Способ мало эффективен при не скоростной манере езды, к примеру, при езде за 4 – 4,5 тыс. об/мин, а особенно на 9, результат будет ощутим так как увеличиться момент на раскручивание от 4000 до 8000 – 9000, а при езде до 3 тыс. об/мин результат будет практически незаметен. Если автомобиль будет постоянно ездить груженный, по бездорожью, то с легким маховиком машина будет дергаться, быстро терять обороты, глохнуть, причина – отсутствие достаточной инерции. Поэтому целесообразно устанавливать облегченный маховик только на спортивные автомобили или, как уже отмечалось выше, на обычные, но с доработкой других систем.
- Необходимость в точной балансировке тюнингованного изделия вместе с шкивом ремня генератора и коленчатым валом.
- Прочностные характеристики облегченного устройства значительно ниже, заложенных на заводе, поэтому гарантировать стабильную и продолжительную его работу невозможно.
- Сложность изготовления своими руками, так как изделие должно быть идеально отбалансировано. Для гарантированно качества маховик облегчают на цифровом координатном станке;
- Высокая стоимость, если покупать на авторынке.
Какие изделия опасно покупать
На авторынке представлен широкий выбор облегченных маховиков. Если вы занимаетесь спортивной ездой или дрифтингом, то не стоит покупать изделия весом до 3 кг. Почему?
Обычно для облегчения маховика:
- Обтачивают его заднюю часть с противоположной стороны от сцепления;
- Удаляют метал путем прорезания отверстий на максимальном радиусе;
- Уменьшают толщину заднего внешнего буртика, к примеру, с 15 мм до 3,5 мм;
- Просверливают отверстия;
- Применяют другие способы.
Как правило, основный способ первый, но в любом случае важно не переборщить с количеством снятого металла.
На гонках или дрифтинге постоянно работает сцепление и в результате трения в зоне маховика возникают сумасшедшие температуры. По этой причине тонкий металл устройства может не выдержать и его попросту поведет или оно разлетится.
Разлетевшийся маховик может оторвать корзину сцепления, разорвать колокол, может отлететь стартер. Поэтому тут нужно находить компромисс между сильно облегченным устройство и его надежностью, и безопасностью.
Итак, максимум что даст облегченный маховик, установленный на обычный автомобиль, к примеру, ВАЗ классика, со стандартным мотором, это прирост мощности не более чем на 2%.
Но при этом возможна нестабильная работа двигателя на холостом ходу и низах, так как инерции изделия уже будет не хватать для полноценной работы газораспределительного механизма. Да и с высокими оборотами тут тоже не все гладко (читайте выше).
Вносить изменения в двигатель целесообразно при условии, что его мощность возрастет хотя бы на 20%, а для этого нужно проводить комплекс мероприятий по тюнингу, одно из которых и будет — облегчение маховика.
В статье изложено лично наше мнение, оно может отличаться от вашего, поэтому ждем ваших комментариев.
Источник: https://AutoTopik.ru/sovet/1352-oblegchennyy-mahovik.html