Люфт и стук при повороте колёс, являются первыми признаками выхода из строя рулевых тяг и наконечников. Также, это свидетельствует об истощении ресурса рейки, который установлен заводом изготовителем в диапазоне 100 – 150 тыс. км.
Наконечники и тяги относятся к расходным запчастям. А вот ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110 или её замена — это серьёзная операция.
Однако, при наличии слесарного инструмента и гаражного бокса, возможно не обращаться в СТО, а устранить неполадки своими руками.
На заметку! Если агрегат ещё не подвергался ремонту, то механизм возможно настроить, не снимая. Для этого, необходимо подрегулировать нижнюю гайку ключом для подтяжки рулевой рейки ВАЗ 2110 (шестигранник 17 мм). Закручиваем её до упора, и ослабляем на 20°-25°. Стук пропадает и узел послужит ещё.
Снятие рулевой рейки
В случае неизбежности демонтажа рулевого механизма, следует установить автомобиль на ровную поверхность или на подъёмник. Должно быть достаточно места, чтобы нараспашку открыть водительскую дверь. Отключаем АКБ. Снимаем передние колёса, предварительно вывесив передок автомобиля.
На заметку! При демонтаже рулевой рейки ВАЗ 2110 для ремонта, машина будет подвержена толчкам и качениям. Поэтому, необходимо жёстко зафиксировать автомобиль, обезопасив себя от её случайного падения.
Перемещаемся в салон машины. Под педалями тормоза и сцепления есть узел, соединяющий рейку и колонку. Это карданная передача. Откручиваем болт, который зажимает кардан на шлицевой части механизма и вынимаем его. Соединение следует немного разжать, вставив в разрез мощную отвёртку.
Следующий этап – отсоединение наконечников от поворотных кулаков. Сначала, с одной стороны: вынимаем шпильку и откручиваем гайку. Молотком щадяще стучим по кулаку, пока наконечник не выскочит из посадочного места. Затем, переходим на другую сторону, и проделываем аналогичную операцию.
Теперь, осталось отсоединить сам агрегат. Он крепится 4 болтами к щиту в моторном отсеке. Отворачиваем болты и освобождаем хомуты. Узел полностью отсоединён. Движением вниз, освобождаем шлицевой паз механизма от колонки. Далее, аккуратно вытягиваем агрегат, через колёсную нишу и размещаем на верстаке.
Перед тем, как своими руками осуществить замену деталей в рулевой рейке ВАЗ 2110, необходимо подготовить ацетон или бензин, для промывки элементов.
Ремонт рулевой рейки
Наиболее часто, эту операцию называют – восстановление. Для владельцев ВАЗ 2110, замена рулевой рейки может стать нерентабельным мероприятием. Поэтому, сперва следует попробовать восстановить износившийся узел. Для этого, в магазинах автозапчастей, необходимо купить ремкомплект для ремонта. Его стоимость зависит от комплектации и варьируется от 250 до 500 рублей.
- После подготовительных работ, можно приступать к восстановлению.
- Зажимаем снятый агрегат в тиски и разбираем его:
- снимаем гофру (20), открутив хомуты (19);
- откручиваем нижнюю гайку (18);
- вынимаем детали (15-17);
- снимаем пыльник (12);
- откручиваем гайку (10);
- вынимаем шайбу (8) и стопорное кольцо (7);
- достаём подшипник (6);
- снимаем колпачок (14);
- вынимаем реечный вал (13);
- металлические детали промываем в ацетоне или бензине;
- собираем агрегат в обратном порядке, попутно устанавливая новые детали из ремонтного комплекта. Подшипник и реечный вал, следует обработать смазкой ФИОЛ–1.
На заметку! Защитный чехол (пыльник) в ремкомплект не входит. Поэтому, его предстоит купить отдельно, если на старом будут обнаружены повреждения. Именно пыль и грязь являются причиной раннего износа трущихся механизмов.
Замена рулевой рейки ваз 2110
Если детали сильно изношены, то у владельца нет другого выхода, кроме как поменять агрегат целиком. Его стоимость начинается от 4 500 рублей. Выбирать из дешёвых вариантов — не самая толковая идея.
Лучше немного переплатить и приобрести деталь от благонадёжного производителя. Замена рулевой рейки ВАЗ 2110, осуществляется в обратном порядке после процедуры снятия. Механизм отрегулирован на заводе, и самостоятельные доработки и настройки не потребуются.
Также, рекомендуется приобрести новые наконечники.
Для справки! Единственное, что нельзя сделать своими руками после замены рулевой рейки на ВАЗ 2110, это развал/схождение колёс, отвечающий нормам. Данное обстоятельство относится к недостаткам, так как придётся посетить СТО.
Стоит отметить, что осуществить своими руками замену рулевой рейки на ВАЗ 2112 (16 клапанный мотор) можно в том же порядке, что и на «десятке» с 8-клапанным двигателем. Но, есть одно условие – если на автомобиле не установлен гидроусилитель.
В случае установленного на машину ГУР, изначально следует слить жидкость из системы. А только затем снимать узел. Устройство гидравлического механизма немного сложнее.
Если не удаётся устранить неисправности, то возможно установить рулевую рейку от ВАЗ 2110, с механическим приводом.
Для справки! Замещение главного узла ГУР на механический привод, довольно практично и часто встречается среди владельцев «двенашек».
Заключение
Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110 — идентичен восстановлению механизма на ВАЗ 2108-09.
Если у владельца был опыт ремонта на ранних моделях переднеприводного семейства, то с «десяткой» сложностей не возникнет.
Стоит отметить, что в механизмах всё же есть незначительные отличия крепёжных соединений. Но, они настолько невелики, что некоторые видеоблогеры не придают этому значения, делая общие обзоры на ремонт.
Источник: https://vaz-2110.ru/podveska/remont-i-zamena-rulevoj-rejki-vaz-2110-svoimi-rukami.html
Снятие и ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110 своими руками
Каждый автолюбитель в государстве, владеющий десятой моделью «жигуля», сталкивается с вопросом неисправности рейки руля управления. При появлении подобного дефекта машина плохо «слушается» во время движения, особенно когда движется по неровной поверхности дороги. Появляется сильный люфт, отдающийся на рулевое колесо.
Кроме этого данная неисправность отражается на работоспособности передней оси. Она создает звук, от которого не защищает звукоизоляция. Перечисленные факторы указывают, что необходимо на ВАЗ2110 ремонтировать рулевую рейку или проводить замену механического узла.
Конструктивная комплектация рулевой рейки
Перед восстановлением работоспособности рулевой рейки или ее замены, требуется детально изучить устройство данного механического элемента, установленного на «десятке». Производители изготавливают рейку двух типов – механическую и с гидравлическим прибором.
Механический тип самый распространенный на авто, сошедших с отечественных конвейеров. Данный узел монтируется на транспортные средства с передним и задним приводом колес.
Рейка выполняет функцию усилителя, облегчающего поворот рулевого колеса за счет передаточного числа — зубья рейки меняют шаг от центральной оси до края.
Данная характеристика позволяет автоматически возвращать руль в первоначальное положение после маневра. Все первые модели ВАЗ 2110 были оборудованы механическим типом рулевой рейки.
На новых машинах монтируется рейка вместе с гидравлическим усилителем руля. Гидравлический узел дает возможность водителю при движении авто с помощью руля легко поворачивать колеса и без усилий делать маневр. Конструкция рейки состоит из следующих элементов и узлов:
- 1. вход;
- 2. втулка золотника;
- 3. пылезащитный кожух;
- 4. стопорное кольцо;
- 5. сальник золотника;
- 6. золотник;
- 7. подшипник;
- 8. сальник штока;
- 9. тыльник;
- 10. шток;
- 11. стопорное кольцо;
- 12. уплотнитель тыльника;
- 13. поршень штока;
- 14. прижимные гайки;
- 15. золотниковые гайки;
- 16. закупорки золотников;
- 17. червяк золотника;
- 18. втулки штока;
- 19. трубки перепускные;
- 20. выход.
Признаками неисправности рулевой рейки являются следующие показатели:
- треск или стук, когда машина двигается по ухабам и иным неровностям дорожного покрытия;
- щелчки при повороте рулевого колеса в обе стороны, когда авто находится без движения;
- руль тормозит при повороте.
Для диагностирования данного механизма требуется взяться за вал, где он соединяется с рейкой.
Узел в данном месте нужно подергать вверх и низ.
Здесь важно понимать! Стук при такой проверке указывает, что требуется срочный ремонт рейки руля, или наполнить смазочным материалом игольчатый подшипник.
Следующий шаг проверки технического состояния – это проверка вала на шатание, а также обследование жесткости соединения рейки с шестеренкой рулевого колеса.
Для этого требуется в пространстве под капотом взяться за тяги и пробовать шевелить узел вала. Так проверяется недостаточная фиксация деталей, которые обтягивают во время проведения технического обслуживания.
Но если стук повторно повторится, то придется ремонтировать рейку или осуществлять ее замену.
Идеальным вариантом является приобретение нового элемента системы управления. Но можно попытаться выполнить ремонт рейки самостоятельно. При любом случае без снятия данного узла не обойтись. Главное следовать определенной последовательности и правилам.
Процесс снятия рулевой рейки ВАЗ 2110
Выполнить демонтаж можно двумя путями – это снять механизм вместе с тягами или произвести демонтаж без них. Первый вариант потребует выбивания пальцев тяг из рычажков стоек поворота.
Второй способ представляет собой отвинчивание от рейки наконечников тяг руля внутреннего исполнения.
Чтобы снять механизм, нужно в салоне автомобиля выкрутить эластичную муфту, установленную на рулевой колонке. Затем под капотом с помощью ключа на «13» открутить гайки фиксирующие скобы рулевого узла, присоединенного к кузову машины.
Поэтапная разборка и выполнение ремонта
Рейку руля автомобиля ВАЗ 2110 необходимо разбирать, соблюдая определенную очередность шагов.
Шаг №1:
- зафиксировать картерный узел в тисах, имеющих не жесткие губки;
- стянуть упор и кольцо распора, находящееся с правого бока картера;
- убрать хомуты, держащие защитный кожух и убрать саму защиту;
- снять опору, находящуюся на левой стороне картерного узла, убрать защиту в виде колпака;
- ключом на «17» с шестигранным снованием отвинтить упорную гайку и извлечь рейку;
- достать пружину и стопорящее колечко;
- ударить картерным узлом об деревянное основание и попытаться выбить упорный элемент из паза;
- извлечь уплотнение отсека двигателя и с помощью отвертки снять пыльниковый элемент шестеренки;
- специальным ключом восьмигранного типа на «24» отвинтить фиксирующую гайку подшипника, не забыв перед этим снять стопорную шайбу;
- при помощи ключа на «14», упирая на специальный выступ, вытянуть из картера шестеренку вместе с подшипниковым узлом, после чего извлекают рейку;
- отверткой достать втулку для упора, повернув ее так, чтобы выступы совпадали с пазами картера.
Для того чтобы поставить новую втулку в картерный узел, потребуется надеть демпферные кольца. Здесь следует тонкую сторону разместить напротив разреза. Далее требуется опорную втулку возвратить обратно в посадочное гнездо в картере так, чтобы выступы строго вошли в паз. Потом нужно срезать резиновое кольцо и убрать лишние части резины.
Шаг №2:
- извлечение стопорного колечка с вала, на котором посажена шестеренка;
- снятие подшипника, используя специальный съемник.
Полезно знать! Когда съемника нет, то для стягивания игольчатого подшипника используется сверло, которым в торце картерного узла делаются два отверстия, так чтобы они направлялись на снимаемый подшипник. Через них выполняется выбивание с посадочного места.
Исправная рулевая система подарит водителю, кроме чувства комфорта, еще и гарантию безопасности на автомобильной трассе. Нужно постоянно следить за исправным состоянием этого механизма, и при первых признаках поломки срочно применять меры.
Видео по ремонту рулевой рейки на ВАЗ 2110
Источник: http://turboracing.ru/podveska/snyatie-remont-rulevoy-rejki-vaz-2110-svoimi-rukami/
Снятие и установка рулевого управления
Рис. 5-4. Проверка зазора между упором рейки и гайкой: 1 — пуансон
- делите причину неисправности и устраните ее.
- Поворачивая за рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:
- — надежность крепления рулевой колонки, рулевого механизма и рулевого колеса;
- — нет ли зазора в резинометаллических шарнирах 13, в шарнирах 2 рулевых тяг и в заклепочном и шлицевом соединениях эластичной муфты вала руля;
- — надежность затяжки и стопорения болтов 6 крепления тяг к рейке и гаек пальцев шаровых шарниров 2;
- — нет ли заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.
Если будут обнаружены стуки и заедания, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите проверку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от рулевого управления, снимите его с автомобиля и проверьте величину зазора между упором рейки и гайкой (см. главу «Проверка зазора между упором рейки и гайкой»).
Максимально допустимый зазор между упором и гайкой 0,2 мм. При необходимости замените изношенные детали и отрегулируйте зазор между упором и гайкой.
Снятие и установка
Снятие. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву и выполните следующие операции:
— поднимите капот автомобиля и, вывернув колеса автомобиля вправо (влево), расшплинтуйте гайки пальцев шаровых шарниров, затем выпрессуйте пальцы из поворотных стоек подвески, используя приспособление А.47035 (см. рис. 4-3);
— действуя из салона кузова, отверните и снимите стяжной болт 18 (см. рис. 5-1) фланца соединительной муфты вала рулевого управления;
— снимите облицовочный кожух 13 (см. рис. 5-3) и 20 рулевой колонки;
- — разъедините штепсельный разъем проводов переключателей и выключателя зажигания;
- — отверните болты и гайки крепления вала рулевого управления к кронштейну кузова и снимите кронштейн 21 в сборе с валами 10, 14 и рулевым колесом 15, протягивая их в салон кузова;
- — действуя со стороны отсека двигателя, отверните гайки крепления скоб 2, крепящих рулевой механизм к передку кузова;
- — подайте вперед рулевой механизм до выхода шестерни из отверстия передка кузова;
- — снимите рулевой механизм 5 в сборе с тягами 1, протягивая его в сторону правого колеса;
- — при необходимости отверните гайки крепления упорной пластины 7 и снимите ее вместе с прокладкой 6.
- Установку рулевого управления проводите в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- — перед монтажом рулевого механизма установите спицу рулевого колеса
Рис. 5-5.
Детали рулевого механизма: 1 — кольцо втулки рейки; 2 — опорная втулка рейки, 3 — картер рулевого механизма; 4 — роликовый подшипник; 5 — приводная шестерня, 6 — шариковый подшипник, 7 — стопорное кольцо, 8 — защитная шайба; 9 — уплотнительное кольцо, 10 — гайка подшипника, 11 — стопорная шайба; 12 пыльник, 13 — рейка; 14 — защитный колпачок, 15 — упор рейки; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — стопорное кольцо; 18 — гайка упора; 19 — хомут, 20 — защитный чехол; 21 — распорное кольцо 22 — внутренний наконечник рулевой тяги; 23 — соединительная пластина; 24 — стопорная пластина, 25 — болт крепления тяги к рейке; А и В — метки
горизонтально и совместите метки А и В (см. рис. 5-1) на пыльнике и на картере рулевого механизма (лыска на валу приводной шестерни должна быть обращена вправо по ходу движения автомобиля) и в этом положении соедините вал рулевого управления с валом приводной шестерни;
— гайки пальцев шаровых шарниров тяг после затягивания динамометрическим ключом шплинтуйте. Если вырез гайки не совпадает с отверстием для шплинта, то гайку доверните на угол меньший 60° для обеспечения шплинтовки;
— для облегчения установки скоб 8, крепящих рулевой механизм, смажьте резиновые опоры 9 омыловочной жидкостью;
— убедитесь, что плоскость С шарового шарнира 2 (см. рис. 5-1) параллельна плоскости D опорной поверхности поворотного рычага 3, а расстояние между торцами шестигранника тяги 4 и наконечниками тяги равно: снаружи 10,6-16,3 мм, внутри — 10,8-14,2 мм.
Проверка зазора между упором рейки и гайкой
Установите рейку в среднее положение, которое определяется размером (87±0,25) мм (см. рис. 5-7) от оси шестерни до торца рейки. При помощи специального приспособления нагрузите рейку силой Р=500±20 Н (51±2 кгс) (рис. 5-4) на расстоянии 84 мм от оси шестерни в направлении к упору рейки.
Максимально допустимое перемещение рейки X, замеренное через относительное перемещение нажимного пуансона 1 не должно превышать 0,16 мм (ориентировочно до набора статистических данных). После сборки момент вращения шестерни в области хода рейки должен быть в пределах 50-200 Нем (5,1-20,4 кгсем) при скорости вращения 30 мин-1.
Разборка, проверка технического состояния и сборка
Разборка. Зажмите рулевой механизм в тисках с мягкими губками или установите его в приспособление 67.7820.9536 для проведения разбо-ро-сборочных работ.
Снимите защитный колпак 14 (рис. 5-5) и, расконтрив болты 25 крепления внутренних наконечников к рейке, выверните их и снимите рулевые тяги 22, стопорную 24 и соединительную 23 пластины.
Снимите хомуты 19, крепящие защитный чехол 20 рулевого механизма,
Посмотрите также: Снятие и установка рулевого управления. Часть 2 →
Источник: http://www.samoremont-avto.ru/vaz-2110-2112-repair-manual-p76.html
Ремонт Рулевой Рейки Ваз 2112 Нового Образца ~ AUTOINTERLINE.RU
- Ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2110, 2111, 2112
- Управляющая рейка создана для передачи усилия от руля на управляемые фронтальные колеса автомобиля.
- Ее конструкция состоит из самой рейки, представляющей собой железную планку с насеченными зубьями, железного корпуса, а кроме того дополнительных частей типа подшипников, втулок, уплотнителей, пыльников и др.
- Рейка приводится в движение зубьями приводной шестерни управляющего вала, которая проворачиваясь, перемещает рейку на лево или на право.
- К рейке крепятся управляющие тяги, которые, фактически, и принуждают колеса поворачивать в ту или иную сторону.
- Управляющая рейка размещена под капотом с тыльной стороны мотора, и крепится к низу перегородки моторного отдела и салона.
- Не считая последних версий, снаряженных электроусилителем, «десятки» устройствами усилителя руля не оснащались.
Основные неисправности
Так же как и неважно какая другая механическая конструкция, управляющая рейка по причине тех либо других событий может подавать признаки неисправности. К ним имеют отношения:
- хруст (стук) при выворачивании управляющего колеса;
- «тугой» руль;
- увеличенный свободный ход управляющего колеса либо приводной шестерни управляющего вала;
- вибрация управляющего вала при движении;
- неравномерный износ шин, вызванный нарушением угла установки фронтальных колес.
Перечисленные симптомы свидетельствуют о том, что настало время ремонта либо смены управляющий рейки. Но не имеет смысла торопиться с сменой. Сама рейка выполнена из крепкой стали, и вывести ее из строя не в такой степени и просто. В большинстве случаев в негодность приходят вспомогательные элементы конструкции:
- опорная втулка;
- подшипники приводной шестерни (шариковый и игловатый);
- уплотнители;
- пыльники и др.
Обстоятельств выхода из строя этих деталей вам больше понравятся сколько угодно времени, от израсходованного ресурса, до механических повреждений вследствие езды по бездорожью. Если вы уверенны в таком, что саму рейку поменять не нужно, возможно обойтись маленьким ремонтом управляющий конструкции, заключающемся в смене перечисленных «расходников».
Ремонт
Решив отремонтировать управляющую рейку на станции техобслуживания, рассчитывайте на то, что за простейший ремкомплект для вас придется заплатить около 300 рублей. Полный набор, включающий подшипники, обойдется порядка 500-700 рублей. Вся внутренность, совместно с рейкой обойдется в 1500 рублей.
Как устранить стук в рулевой рейке ВАЗ 2110-2112
Четкий чертеж тут.
Замена ремкомплекта рулевой рейки ВАЗ 2112
1-ое видео.
Лучше до совершения покупки ремкомплекта знать маркировку рейки, потому что они отличаются зависимо от комплектации и года выпуска «десятки».
Цена работ по ремонту, зависимо от 100, составит 1000-1500 рублей. Когда вы не желаете переплачивать за работу, отремонтировать рейку конечно и своими силами.
Порядок работ
- Демонтируйте управляющую рейку в сборе.
- Разрежьте хомуты крепления пыльника (чехла) управляющего механизма.
- Отверните упрямую гайку рейки (восьмигранный спецключ на 17), извлеките ее из корпуса.
- Извлеките из нее резиновую заглушку. Отверткой достаньте стопорное кольцо и пружину.
- Легкими ударами корпуса управляющего управления о деревянный брусок вышибите упор рейки (поршень) и извлеките его совместно с уплотнителем.
- Снимите пыльник и уплотнитель приводной шестерни (шлицевая отвертка).
- Извлеките стопорную шайбу (шлицевая отвертка).
- Отверните гайку, фиксирующую подшипник шестерни привода (восьмигранный спецключ на 24 с центральным отверстием поперечником более 18,5 мм).
- Извлеките из корпуса шестерню привода рейки с подшипником.
- Извлеките рейку из корпуса.
- Выньте из корпуса опорную втулку, поддев ее шлицевой отверткой.
- Снимите стопорное кольцо с вала приводной шестерни. Проверьте подшипник на предмет наличия свободного хода. Если он встречаются, съемником для подшипников снимите шариковый подшипник с вала. На его место этим же образом установите новый.
- Извлеките из корпуса игловатый подшипник, просверлив два отверстия узким сверлом (2.
7 мм) с тыльной стороны корпуса, и выбив его с помощью узкого стержня. Заделайте образовавшиеся отверстия «холодной сваркой» как еще его называют «быстрой сталью». В последнем случае, подшипник можно разбить с помощью узенького зубила (не рекомендуется!).
- Обильно смажьте место посадки, установите туда новый игловатый подшипник, и легким постукиванием по его корпусу запрессуйте его.
- Установите новейшую опорную втулку из ремкомплекта, разрежьте ее резиновые уплотнительные кольца, удалите ненадобные куски.
- Заполните внутреннюю поверхность корпуса рейки специальной смазкой (Фиол-1 иначе говоря аналог).
- Воткните рейку в корпус.
- Установите в район приводную шестерню с подшипником. Зафиксируйте ее гайкой, поставьте стопорное кольцо. Оденьте новый пыльник на вал шестерни.
- Поставьте на место назначения новый упор с новым уплотнителем.
Зафиксируйте его стопорным кольцом. Расположите в его отверстие пружину. Заверните упрямую гайку.
- Отрегулируйте рейку, поначалу затянув упрямую гайку до конца, а дальше отпустив ее на 30 градусов. Отверстие гайки заткните резиновой заглушкой.
- Наденьте на корпус рейки пыльник и зафиксируйте его хомутами.
- Установите перебранную конструкцию на автомобиль.
Заключение
В конце сборки проверьте, нет ли вертикального свободного хода управляющего вала. Осторожно проедьтесь, оценивая эффективность управляющего управления. Внимательно обследуйте посторонние шумы в районе рейки. Если что остается сделать нашему клиенту нормально, отчаливайте на 100 для регулирования «развала-схождения».
Источник: https://autointerline.ru/remont-rulevoj-rejki-vaz-2112-novogo-obrazca/